Анализ взаимосвязи объёма производства, затрат и прибыли
Объем производства – это конечный результат деятельности предприятия по изготовлению какого-либо продукта.
Анализ взаимосвязи затрат, объема производства, выручки от реализации и получаемой прибыли базируется на классификации затрат хозяйствующего субъекта на постоянные и переменные.
Данный анализ выступает в качестве одного из наиболее эффективных инструментов управленческого планирования и мониторинга. Анализируемые взаимосвязи формируют модель финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, что позволяет менеджеру применять полученные результаты анализа по данной модели для планирования в краткосрочном и среднесрочном периодах, а также использовать для оценки альтернативных решений.
Анализ «затраты - объем - прибыль» на современном этапе развития можно назвать одним из наиболее мощных инструментов, которыми располагают управленцы. Данный анализ помогает установить взаимосвязь между ценой реализации товара или услуги, производства, прямыми затратами на единицу производимой продукции или услуги, а также валовой величиной постоянных затрат и получаемым чистым доходом. Он выступает в качестве ключевого фактора в ходе принятия огромного количества различного рода управленческих решений, которые также затрагивают вопросы утверждения ассортиментной матрицы выпускаемых изделий, объема производства, вида реализуемой маркетинговой стратегии и т.д.
Благодаря достаточно широкому спектру использования анализа «затраты - объем - прибыль» значительная часть специалистов считает его лучшим средством управления, а также обеспечения максимизации прибыли хозяйствующего субъекта.
Стоит отметить, что довольно часто рассматриваемый метод анализа называют анализом величины критической точки, под которой понимают уровень объема реализации, при котором затраты равны полученной выручке, т. е. величина прибыли равняется 0.
Порядок проведения анализа затрат, выручки и прибыли хозяйствующего субъекта
Взаимосвязь «затраты - объем - прибыль» наиболее точно может быть выражена с помощью формул.
Для расчета критической точки применяются способы уравнения и маржинальной прибыли.
Способ уравнения базируется на вычислении величины прибыли, в рамках которого применяется следующая формула:
Прибыль = Выручка от реализации – Переменные затраты – Постоянные затраты
В данном случае выручка от реализации продукции рассчитывается умножением объема реализации на цену реализации одной единицы продукции.
Стоит отметить, что переменные затраты рассчитывают аналогично – посредством умножения объема реализации на переменные затраты на одну единицу продукции.
В случае, если хозяйствующий субъект находится на пороге рентабельности, т. е. в так называемой критической точке, то величина прибыли принимает нулевое значение и мы получаем следующее равенство:
Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные затраты
Критическая точка или порог рентабельности показывает, до какого уровня может упасть выручка от реализации, чтобы хозяйствующий субъект не получил убыток.
В рамках второго метода определения критической точки используется концепция маржинальной прибыли или так называемой валовой маржи.
Маржинальный доход (прибыль) можно рассчитать следующим образом:
Маржинальный доход = Выручка от реализации – Переменные затраты
Критический объем реализации может быть определен как объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение критической точки при маржинальном подходе будет иметь следующий вид:
Критическая точка = Величина постоянных затрат / Маржинальная прибыль на единицу производимой продукции
Анализ критической точки может быть использован менеджером в качестве основы оценки рентабельности хозяйствующего субъекта. Для различных альтернативных планов производства можно рассчитать соответствующую величину возможной прибыли (в экономическом смысле).
В таком случае формула приобретает следующий вид:
Выручка от реализации = Постоянные затраты + Переменные затраты + Целевой показатель прибыли
В таком случае, объем сбыта, при достижении которого обеспечено получение целевой величины прибыли, можно рассчитать следующим образом:
**Объем продаж = (Величина постоянных затрат + Целевой показатель прибыли) / (Цена реализации продукции – Переменные расходы на единицу продукции)
Объем продаж = (Величина постоянных затрат + Целевой показатель прибыли) / Маржинальная прибыль на единицу продукции**
Если применять понятие маржинального дохода на единицу реализованной продукции, то формула примет следующий вид:
**Объем продаж = (Величина постоянных затрат + Целевой показатель прибыли) / (Цена реализации продукции – Переменные расходы на единицу продукции)
Объем продаж = (Величина постоянных затрат + Целевой показатель прибыли) / Маржинальная прибыль на единицу продукции**
Таким образом, при маржинальном подходе менеджер может получить следующие сведения:
- покрываются ли постоянные затраты маржинальной прибылью;
- какова маржинальная прибыль от каждого вида продукции, т.е. таким образом можно выявить высокомаржинальные продукты и увеличить их выпуск для получения большей прибыли.
На современном этапе развития анализ маржинальности лежит в основе управленческих решений, которые напрямую связаны с ценообразование, изменением ассортиментной матрицы предоставляемых товаров и услуг, установлении размеров материального поощрения сотрудников, а также осуществления различных маркетинговых кампаний.
Анализ взаимосвязи объёма производства, затрат и прибыли базируется на использовании приема «что будет, если…» изменится один или группа факторов, которые оказывают влияние на величину объёма продаж, издержек или получаемой прибыли. Таким образом, по результатам анализа можно получить сведения о финансовом результате при определенном изменении некоторых параметров. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности (так называемый запас финансовой прочности), то есть та величина выручки, которая находится за критической точкой.