Анализ текучести кадров
Проблема текучести кадров – это ситуация, когда сотрудники не задерживаются в организации на длительный период, и кадровой службе приходится постоянно искать новых работников.
Проблема текучести кадров для организации всегда очень болезненна. А это значит, что работодатель, которого коснулась эта проблема, должен найти причины её появления и методы предотвращения потери сотрудников.
Анализ текучести кадров можно представить следующими этапами:
- измерение,
- выявление причин,
- поиск решений по удержанию сотрудников.
Измерение текучести кадров
Измерение текучести кадров необходимо как минимум для понимания ее (текучести) наличия. Есть ряд способов вычисления показателя текучести кадров. Самая простая и доступная формула представляет собой умноженное на сто отношение числа уволенных за какое-то время к средней численности персонала за тот же период:
число уволенных за год / средняя численность сотрудников за год x 100%
Количество уволенных включает в себя всех, кто по каким-либо причинам покинул организацию - как самостоятельно, так и по инициативе работодателя.
Надо иметь в виду, что степень текучести меняется в зависимости от особенностей отдела. С низкоквалифицированного персонала в большинстве своем высокая текучесть кадров, тогда как сотрудники административного и управленческого звена редко меняют работодателя. А это значит, что нужно сепарировать измерение по секциям, отделам, подразделениям.
Адекватная текучесть кадров от 3 до 7%. Но тут также играет роль сфера деятельности и возраст компании. Так для молодой организации адекватной будет 20% текучесть, для сервиса в общепите и розничных продажах этот показатель поднимается и до 30%. По факту, определить, как сильно показатель текучести уходит за рамки нормы, можно в сравнении с показателями фирм той же сферы деятельности (компаний-конкурентов). И если у вас этот коэффициент существенно превышает показатели конкурентов, то стоит задуматься о компетенции кадровой службы.
Причины текучести кадров
Для начала стоит проанализировать, почему люди покидают компанию. Это делается с помощью выходного интервью - анкетирования увольняющихся сотрудников. При этом нужно, чтобы интервьюер не являлся бывшим начальником работника или лицом, дающим сотруднику рекомендации. Также надо объяснять работникам цель вышеописанных процедур и гарантировать полную конфиденциальность.
Базовые причины, которые могут вызвать нездоровую текучесть персонала:
- Некачественный подбор. Зачастую стремление закрыть вакансию как можно быстрее приводит к найму неподходящего сотрудника.
- Неудовлетворённость руководством и его отношением. Тут возможны и личные мотивы, и недовольство принимаемыми решениями. Также играет роль качество внутренней коммуникации и система поощрений. В таких компаниях сотрудники ощущают себя недооценёнными.
- Отсутствие роста. Конечно же, любой работодатель ценит амбициозность персонала. Но при отсутствии перспектив роста это качество побуждает работников искать требуемое на стороне, ввиду невозможности реализации амбиций в своей компании.
- Увольнения других сотрудников. Часто случается, что после увольнения руководителя отдела все работники этого отдела пишут заявления об увольнении. Также некорректные с точки зрения работников увольнения понижают лояльность и мотивацию.
- Неблагоприятные условия труда. Большую часть жизни люди проводят на работе, поэтому хочется проводить это время с комфортом. Соответственно, недовольство рабочим пространством легко может стать причиной смены работы.
- Плохая адаптация или её отсутствие также может вызвать преждевременное увольнение на испытательном сроке.
- Более высока зарплата в другой компании. Эта практика возможна на всех уровнях персонала.
Стратегии по удержанию персонала
Существует весьма большое количество причин текучести кадров. Есть среди них глобальные причины и личные обстоятельства, с которыми справиться нереально. Однако, очень многими причинами можно управлять и стараться их нейтрализовать. Ответственность по удержанию персонала зачастую возлагается на руководителей отделов и кадровую службу.
Что помогает снизить текучесть кадров в организации:
- Качественный подбор персонала. Нужно нанимать правильных людей, т. е. подходящих под требования вакансии. Также необходимо быть честным с соискателем, стараться давать максимально полную, прозрачную информацию о компании, условиях работы, мотивации.
- Программа карьерного и профессионального роста. Любой человек хочет развиваться, необходимо проводить курсы повышения квалификации, переаттестации, или просто ротацию персонала по отделам со смежными направлениями.
- Причастность сотрудников к жизни компании. Это очень тонкий момент, так как персонал должен чувствовать себя востребованным, то стоит советоваться в принятии каких-либо решений. Но надо это делать так, чтобы в итоге другое решение не вызывало обиды.
- Обеспечьте персонал работой. Постоянная занятость вызывает ощущение стабильности, востребованности. Сотрудник осознает, что он нужен на своем месте, что все делается не зря и от результата его трудов многое зависит. Это поднимает самооценку.
- Социальный пакет и система бонусов. Развивайте гибкую систему премирования, но при этом делайте ее прозрачной, чтобы сотрудник мог понимать за что его премируют, а также мог добиться повторно такого же премирования. Кроме того, большую роль играют такие бонусы, как дополнительное медицинское страхование, корпоративный тренажерный зал и тому подобное. Зачастую соискатель предпочтет место работы с меньшей зарплатой, но с большим соцпакетом.
- Нужно избегать назначения внеурочной работы, а также работы по выходным. Отдых является очень важной составляющей любого трудового процесса, причем, чем качественней и стабильней отдых – тем лучше потом работает сотрудник.
Если организация будет следовать этим стратегиям, то низкая текучесть кадров ей будет обеспечена, причем для этого даже не придется выплачивать сотрудникам максимальную по региону зарплату.