Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды и формы контроля в процессе обучения

Контроль в обучении и его педагогическая значимость

Определение 1

Контроль в обучении – это проверка итогов реализации учебно-воспитательной работы, включающая оценку качества образования и достижения учащимися уровня освоения образовательной программы, соответствующего определенным критериям и стандартам.

Контроль в обучении ориентирован на построении обратной связи между учащимися и педагогом. Педагог дает учащимся знания, которыми владеет сам, учит выполнению определенных навыков и желает получить положительный ответ на приложенные им профессиональные усилия.

Итоги контроля позволяют педагогу оценить эффективность его деятельности и внести поправки в методы, формы образовательной работы, скорректировать направления образовательной деятельности.

Педагогическая значимость контроля заключается в следующем:

  1. Демонстрация плодотворности работы педагога;
  2. Демонстрация учащемуся его успехов и неудач, определение его сильных и слабых сторон в познании;
  3. Развитие дисциплины в коллективе;
  4. Приучение учащихся к определенному ритму образовательной деятельности;
  5. Воспитание волевых качеств личности;
  6. Мотивация к познавательной деятельности;
  7. Мотивация к саморазвитию педагога;
  8. Формирование адекватной самооценки учащимися.

Педагогический контроль может носить индивидуальный, групповой и фронтальный характер. Он может проводиться регулярно, иметь периодический характер, а также быть ориентированным на подведение итогов реализации образовательной деятельности за определенный временной период или итогов освоения курса обучения, конкретной темы и т.д.

Формы контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Формы контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Виды и формы контроля в процессе обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Перед началом обучения проводится предварительный контроль, демонстрирующий уровень развития учащихся, знания и навыки, которыми они уже владеют. Он необходим для построения образовательного процесса, выбора оптимальных методов и средств его реализации.

Методы контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Методы контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Также, после прохождения обучения может быть использован отсроченный контроль. Такой контроль предполагает проведение оценки наличия знаний и навыков через какое-то время после завершения обучения т.е. какие знания отложились в долгосрочную память в качестве устойчивых.

Устный опрос как метод контроля знаний

Устный опрос - это метод контроля, реализуемый путем опроса учащегося и поправок его ответов.

Устный опрос используется в качестве метода контроля знаний при его организации в индивидуальной или фронтальной форме. Фронтальный опрос ориентирован на опрос всего классного коллектива и оценку их знаний. Такой опрос необходим для решения следующих контрольных задач:

  1. Оценка готовности учащихся к восприятию и изучению новой темы.
  2. Выявление уровня сформированности понятий и категорий учащимися.
  3. Проведение контроля выполнения домашнего задания.
  4. Проверки восприятия новой темы, которая была рассмотрена на уроке.
  5. Подготовка к лабораторной работе, выполнению проекта.

Устный опрос индивидуального характера предполагает детальную оценку освоения конкретным учащимся определенной системы знаний и формирования конкретных навыков. Он проводится в виде задавания учащемуся вопросов по теме предыдущего занятия или текущего и демонстрирует правильность или неправильность ответов по содержанию материала, последовательности его изложения, наличие грамматических ошибок при построении ответа. В ходе индивидуального опроса можно оценить навыки учащегося в формулировании собственных выводов, выражении мнения по рассматриваемой проблеме, развитость логического мышления и дать оценку развития культуры речи учащегося.

Индивидуальный опрос, часто, дополняется коллективной работой класса. Это осуществляется в виде дополнения ответов учащегося, задавании дополнительных вопросов по данной теме другими учащимися отвечающему или учащийся может выразить свою точку зрения по рассматриваемой проблеме и поинтересоваться у класса, что они думают по этому поводу.

Как правило, устные опросы проводятся на каждом учебном занятии. Они помогают оценить уровень освоения учебной программы каждым учащимся и сфокусировать их внимание на важных аспектах темы урока.

Нетрадиционные виды контроля

В настоящее время используются не только традиционные опросы в качестве метода контроля или письменные практические работы, но и применяются современные методы, позволяющие дать быструю оценку знаний учащихся. К таким видам контроля относятся:

  • Кроссворд. Он основывается на ключевых понятиях и терминах, относящихся к конкретной теме изучения или разделу школьной программы. Они помогают оценить базовые знания учащихся по блокам учебного материала, а также оценить самостоятельную работу: изученность понятий и тем, предоставляемых на самостоятельное рассмотрение. Кроссворды увлекают учащихся и тренируют их память. Однако, данный метод не позволяет оценить глубину знаний, осознанность восприятия конкретной темы;
  • Викторина. Она представляет собой совокупность вопросов по конкретной теме, на которые требуется дать краткий ответ. Викторины проводятся не более пяти минут. Они включаются в начало занятия для актуализации знаний и подготовки к изучению новой темы, а также на заключительном этапе, в качестве средства подведения итогов и закрепления основных положений темы;
  • Ребус. Он представляет собой представление какого-то понятия или термина в виде картинок в сочетании с цифрами, буквами и иными символами. Разгадывание ребусов активизирует логическое мышление и воображение. Они, также, включаются в учебное занятие на начальной или заключительной стадии и не позволяют оценить глубину познания учащихся.

Педагогические требования к организации контроля

Проведение контроля качества обучения и знаний учащихся реализуется на основании соблюдения следующих условий:

  1. Индивидуальный характер контроля. Контроль должен давать адекватную оценку знаний и навыков, успехов и неудач каждого конкретного учащегося.
  2. Регулярность поведения. Контроль должен быть проведен на всех этапах образовательной деятельности.
  3. Объективный характер контроля. Он должен давать объективную оценку знаний учащихся и качества обучения.
  4. Проведение контроля в разных формах.
  5. Охват всех аспектов образовательной деятельности. Контроль должен охватывать теоретические знания, практические навыки, творческое развитие учащихся.
  6. Единство требований контроля.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot