Проектная деятельность как метод организации обучения
Проектная деятельность – это метод достижения конкретных целей деятельности, основанный на проработке проблемной ситуации и вариантов ее решения в течение ограниченного временного периода и с определенным оформлением итогов решения проблемы.
Становление проектной деятельности в качестве метода обучения приходится на начало XX столетия. Он был разработан Дж. Дьюи, пропагандирующим методы активного обучения. Он считал, что проекты должны базироваться на реальных проблемах жизнедеятельности учащихся и направлять их образовательный потенциал на их решение. Распространение данный метод получил только в начале XXI века, когда образовательный процесс стал базироваться на методах развивающего и активного обучения.
Проектная деятельность относится к инновационным методам обучения. Это обусловлено ее опорой на преобразование реальности окружающего мира.
Метод используется на всех уровнях и этапах образования. Он является эффективным для развития навыков самостоятельного обучения детей разных возрастных групп.
Использование проектной деятельности в качестве метода организации обучения можно охарактеризовать следующими параметрами:
- Ориентация на получение учащимися навыков практической деятельности;
- Развитие навыков самостоятельного обучения: освоение методов и способов получения знаний;
- Развитие навыков анализа ситуаций и их разрешения;
- Развитие навыков сотрудничества, коллективного творчества, общей деятельности, ориентированной на результат;
- Развитие у учащихся навыков ответственности за себя и свою познавательную деятельность, ее итоги;
- Развитие навыков организации своей деятельности: планирование и прогнозирование;
- Развитие навыков работы с разными информационными источниками;
- Воспитание уважения к труду – собственному и чужому;
- Воспитание положительного отношения к разнородной деятельности, сотрудничеству;
- Развитие навыков обобщения и подведения итогов своей деятельности.
Проектная деятельность предполагает организацию самостоятельного обучения учащихся, которое может иметь индивидуальную или групповую форму. Она отражает усилия учащихся, ориентированные на выполнение конкретных образовательных действий, решение образовательных задач, приводящих к конкретным итогам обучения.
Требования к организации проектной деятельности
Проектная деятельность реализуется в образовательном пространстве на основании следующих требований:
- В основе проектной деятельности лежит актуальная проблема образования или современного общества, требующая разрешения.
- Разрешение проблемы, заложенной в проектной деятельности, оказывает значимое воздействие на эффективность образовательной деятельности в целом и решения частных образовательных целей и задач.
- Наличие конечного продукта проектной деятельности. Деятельность завершается открытием нового знания или получением навыка, разработкой чего-то нового и значимого.
- Самостоятельность деятельности. Учащиеся самостоятельно работают над проектом. Педагог может помочь и направить их деятельности.
- Содержание проектной деятельности имеет поэтапную структуру т.е. деятельность разбивается на этапы ее реализации, на каждом из которых происходит достижение конкретных результатов, обуславливающих переход на следующий этап.
- Итоги проектной деятельности должны обладать практической и теоретической значимостью, представлять нестандартные подходы к решению проблемы.
- Возможность продолжения исследований в области результатов проектной деятельности, их практического и коммерческого использования.
Алгоритм осуществления проектной деятельности
Проектная деятельности организуется на основании алгоритма, включающего следующие направления работы:
- Анализ проблемы. Инициатором проекта, как правило, выступает педагог, который формулирует проблему. Учащиеся исследуют ее, изучают и обосновывают ее актуальность и значимость в современной жизнедеятельности, выявляют ее сущностные характеристики, причинно-следственные связи внутри ее компонентов и внешние связи, определяют ведущие и второстепенные компоненты для выявления области исследования и постановки его целевого назначения.
- Постановка цели проектной деятельности. Она ставится на основе анализа проблемы. На основании цели выдвигаются задачи проекта, ориентированные на достижение его цели.
- Формулирование гипотез решения проблемы, заложенной в основе проектной деятельности. Гипотезы выдвигаются для того, чтобы сориентировать учащихся в направлении их деятельности, выборе методов и средств ее реализации.
- Выбор методов и средств реализации проектной деятельности. Проекты могут быть реализованы различными методами: статистические, исследовательские, социологические и т.д. Их выбор определяется целью деятельности, возможностями учащихся, условиями реализации проекта и его ресурсным обеспечением.
- Сбор информации. По проекту собирается вся доступная информация. Она анализируется, обрабатывается и представляется в той форме, которая раскрывает суть исследуемой проблемы и направлена на ее решение. Вся информация систематизируется и выстраивается в логической последовательности.
- Подведение итогов проектной деятельности. Результаты проекта оформляются определенным образом. Он задается руководителем данной деятельности. Как правило, учащимся представляется инструкция по оформлению результатов проектной деятельности.
- Представление результатов проектной деятельности. Итоги работы, сделанные выводы, полученные продукты представляются учащимися с обоснованием сделанных выводов.
- Формулирование выводов по проделанной работе. Учащиеся анализируют результативность своей деятельности, выявляют ее недостатки, трудности и способы их устранения. На основании полученных итогов и сделанных выводов выявляются новые проблемы, требующие исследования и решения.