Задержка психического развития – это разновидность отклонения от нормального развития ребенка, проявляющаяся в виде психомоторной заторможенности, снижении работоспособности, повышенной возбудимости, импульсивности, тревожности, агрессивности.
Рисунок 1.
Задержка психического развития возникает вследствие нарушений в нормальном функционировании центральной нервной системы, вызванных перенесением инфекционных заболеваний во внутриутробном периоде и раннем возрасте. такие дети имеют сложности в познавательной деятельности, с большим трудом усваивают и перерабатывают информацию. Их внимание является неустойчивым, восприятие замедленным. Наглядно-действенное-мышление является достаточно развитым, чего нельзя сказать о логическом и образном мышлении. В этой связи, дети с задержкой психического развития сталкиваются с трудностями социальной адаптации. Особенно остро это проявляется при поступлении в школу.
Признаки неподготовленности ребенка к обучению в школе
Задержка психического развития обуславливает нарушения социального развития ребенка. Такой ребенок не осознает свое «Я», из-за чего не способен к проявлению ярких эмоций, не способен проявлять инициативу, контролировать собственное поведение и понимать поведение других.
Поскольку поведение такого ребенка является бесконтрольным, он не способен действовать в соответствии с утвержденными нормами и правилами, а потому оказывается не подготовленным к этапу школьного обучения. Основными признаками неподготовленности ребенка к школе являются:
- Ослабленное здоровье ребенка. У ребенка наблюдается отставание в психическом и физическом развитии, что приводит к не достижению школьной зрелости у ребенка;
- Отсутствие мотивации к началу школьного обучения. Ребенок не понимает, что в школе ему предстоит учиться. Он привык к игровой деятельности и его может привлекать только игра в учебном заведении;
- Эмоционально-волевая подготовленность к школе находится на низком уровне. Дисциплинарная подготовленность слабо развита. Ребенок не может концентрировать внимание, не способен перетруждаться, длительно умственно перегружаться;
- Структурные элементы процесса обучения ребенка оказываются несформированными. Образовательные задачи не вызывают интереса у ребенка, в этой связи он не способен доводить начатое дело до конца. Отсутствует развитие логическое мышления и установления причинно-следственных связей. Ребенок не способен к восприятию словесной информации и удержанию ее в своем сознании. Кроме того, ребенок не способен адекватно оценивать свою деятельность, замечать ошибки, исправлять их и ориентироваться в своей деятельности на результат;
- Проблемы с работой памяти. У ребенка наблюдаются проблемы со всеми видами запоминания. Кратковременная, долговременная память слабо функционируют;
- Неспособность управлять интеллектуальными операциями. Аналитические навыки, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирования практически не развиты у ребенка. Анализирующее восприятие также нарушено. Ребенок не может выделить отдельные составные компоненты целостной структуры, выявить мелкие детали и их пространственную ориентацию.
Таким образом, ведущими причинами неподготовленности ребенка к этапу школьного обучения являются его слабо развитое умственное развитие, отклонения в функционировании психической деятельности, недостаточность внимания и помощи педагогов и родителей, неадекватное семейное воспитание.
Успешная адаптация ребенка с задержкой психического развития возможна только при оказании ему специализированной коррекционной помощи.
Методы профилактики школьной дезадаптации детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития имеется целый комплекс отклонений, устранение которого возможно только при соблюдении ряда условий:
- Создание в учебном учреждении охранительного режима, который поможет защитить здоровье учащихся и не усугубит состояние детей с задержкой психического развития. Это означает, что объем учебного материала должен быть строго лимитирован. Нельзя чтобы ребенок испытывал умственное и физическое перенапряжение. Виды деятельности на учебном занятии не должны быть сложными для данной категории учащихся и их необходимо сменять. Также, необходимо устраивать разгрузки в виде физкультминуток, небольших перерывов, обсуждений на отвлеченные темы;
- Обязательное оказание ребенку помощи и поддержки. Педагоги должны организовывать учебное занятие таким образом, чтобы мотивировать ребенка, заинтересовать его, привлечь к данной деятельности. Если ребенку непонятно объяснение педагога, то стоит изменить методику преподавания, оснастить учебный кабинет новыми атрибутами, применять больше наглядных пособий;
- Высокий уровень квалификации педагогов, непрерывное повышение их мастерства. Педагоги должны идти в ногу со временем. Изучать новые приемы обучения, современные методы, использовать в своей работе информационные технологии. Это обеспечит построение гибкого, качественного и продуктивного учебного процесса;
- Использование игры на учебных занятиях. Игра является ведущей деятельность учащихся младших классов, особенно с задержкой психического развития. В игровой деятельности развиваются многие мыслительные процессы ребенка. Дети учатся рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и анализировать;
- Проведение мероприятий по развитию сенсорной сферы и моторных функций. Развитие моторных функций способствует развитию мыслительных процессов, а сенсорная сфера помогает раскрытию творческого потенциала ребенка;
- Обучение ребенка приемам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- Развитие у детей навыков адекватной самооценки;
- Организация системы взаимодействия между педагогами и родителями, ориентированная на устранение проблем школьной адаптации у детей с задержкой психического развития;
- Постоянное общение с ребенком, его ознакомление с окружающим миром: природой и обществом;
- Педагогу следует избегать предъявления повышенных требований к ребенку. Он не способен к восприятию, освоению и переработке больших объемов информации. Поэтому не стоит и требовать от него того, на что он не способен.