Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Определение 1

Задержка психического развития – это разновидность отклонения от нормального развития ребенка, проявляющаяся в виде психомоторной заторможенности, снижении работоспособности, повышенной возбудимости, импульсивности, тревожности, агрессивности.



Рисунок 1.

Задержка психического развития возникает вследствие нарушений в нормальном функционировании центральной нервной системы, вызванных перенесением инфекционных заболеваний во внутриутробном периоде и раннем возрасте. такие дети имеют сложности в познавательной деятельности, с большим трудом усваивают и перерабатывают информацию. Их внимание является неустойчивым, восприятие замедленным. Наглядно-действенное-мышление является достаточно развитым, чего нельзя сказать о логическом и образном мышлении. В этой связи, дети с задержкой психического развития сталкиваются с трудностями социальной адаптации. Особенно остро это проявляется при поступлении в школу.

Признаки неподготовленности ребенка к обучению в школе

Задержка психического развития обуславливает нарушения социального развития ребенка. Такой ребенок не осознает свое «Я», из-за чего не способен к проявлению ярких эмоций, не способен проявлять инициативу, контролировать собственное поведение и понимать поведение других.

Поскольку поведение такого ребенка является бесконтрольным, он не способен действовать в соответствии с утвержденными нормами и правилами, а потому оказывается не подготовленным к этапу школьного обучения. Основными признаками неподготовленности ребенка к школе являются:

  1. Ослабленное здоровье ребенка. У ребенка наблюдается отставание в психическом и физическом развитии, что приводит к не достижению школьной зрелости у ребенка;
  2. Отсутствие мотивации к началу школьного обучения. Ребенок не понимает, что в школе ему предстоит учиться. Он привык к игровой деятельности и его может привлекать только игра в учебном заведении;
  3. Эмоционально-волевая подготовленность к школе находится на низком уровне. Дисциплинарная подготовленность слабо развита. Ребенок не может концентрировать внимание, не способен перетруждаться, длительно умственно перегружаться;
  4. Структурные элементы процесса обучения ребенка оказываются несформированными. Образовательные задачи не вызывают интереса у ребенка, в этой связи он не способен доводить начатое дело до конца. Отсутствует развитие логическое мышления и установления причинно-следственных связей. Ребенок не способен к восприятию словесной информации и удержанию ее в своем сознании. Кроме того, ребенок не способен адекватно оценивать свою деятельность, замечать ошибки, исправлять их и ориентироваться в своей деятельности на результат;
  5. Проблемы с работой памяти. У ребенка наблюдаются проблемы со всеми видами запоминания. Кратковременная, долговременная память слабо функционируют;
  6. Неспособность управлять интеллектуальными операциями. Аналитические навыки, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирования практически не развиты у ребенка. Анализирующее восприятие также нарушено. Ребенок не может выделить отдельные составные компоненты целостной структуры, выявить мелкие детали и их пространственную ориентацию.
«Проблемы адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, ведущими причинами неподготовленности ребенка к этапу школьного обучения являются его слабо развитое умственное развитие, отклонения в функционировании психической деятельности, недостаточность внимания и помощи педагогов и родителей, неадекватное семейное воспитание.

Замечание 1

Успешная адаптация ребенка с задержкой психического развития возможна только при оказании ему специализированной коррекционной помощи.

Методы профилактики школьной дезадаптации детей с задержкой психического развития

У детей с задержкой психического развития имеется целый комплекс отклонений, устранение которого возможно только при соблюдении ряда условий:

  1. Создание в учебном учреждении охранительного режима, который поможет защитить здоровье учащихся и не усугубит состояние детей с задержкой психического развития. Это означает, что объем учебного материала должен быть строго лимитирован. Нельзя чтобы ребенок испытывал умственное и физическое перенапряжение. Виды деятельности на учебном занятии не должны быть сложными для данной категории учащихся и их необходимо сменять. Также, необходимо устраивать разгрузки в виде физкультминуток, небольших перерывов, обсуждений на отвлеченные темы;
  2. Обязательное оказание ребенку помощи и поддержки. Педагоги должны организовывать учебное занятие таким образом, чтобы мотивировать ребенка, заинтересовать его, привлечь к данной деятельности. Если ребенку непонятно объяснение педагога, то стоит изменить методику преподавания, оснастить учебный кабинет новыми атрибутами, применять больше наглядных пособий;
  3. Высокий уровень квалификации педагогов, непрерывное повышение их мастерства. Педагоги должны идти в ногу со временем. Изучать новые приемы обучения, современные методы, использовать в своей работе информационные технологии. Это обеспечит построение гибкого, качественного и продуктивного учебного процесса;
  4. Использование игры на учебных занятиях. Игра является ведущей деятельность учащихся младших классов, особенно с задержкой психического развития. В игровой деятельности развиваются многие мыслительные процессы ребенка. Дети учатся рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и анализировать;
  5. Проведение мероприятий по развитию сенсорной сферы и моторных функций. Развитие моторных функций способствует развитию мыслительных процессов, а сенсорная сфера помогает раскрытию творческого потенциала ребенка;
  6. Обучение ребенка приемам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  7. Развитие у детей навыков адекватной самооценки;
  8. Организация системы взаимодействия между педагогами и родителями, ориентированная на устранение проблем школьной адаптации у детей с задержкой психического развития;
  9. Постоянное общение с ребенком, его ознакомление с окружающим миром: природой и обществом;
  10. Педагогу следует избегать предъявления повышенных требований к ребенку. Он не способен к восприятию, освоению и переработке больших объемов информации. Поэтому не стоит и требовать от него того, на что он не способен.
Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot