Принципы работы интерната
Интернат – это образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием учащихся, функционирующее с целью их воспитания, обучения, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия их творческих способностей.
Интернаты, как и школы, нацелены не только на обучение и воспитание, но и на здоровьесбережение, социализацию и приобщение к труду. Система уроков в них также выстроена в соответствии с традиционной системой, но приоритетом является развитие нравственных качеств - доброты, сочувствия, сопереживания, милосердия, любви к ближнему, что важнее академических знаний или умения приспосабливаться к современной жизни.
Преимущественно, в интернатах гуманистическая воспитательная система. Это предполагает соблюдение ряда требований:
- принять неповторимое своеобразие ребенка, внимание к его индивидуальным особенностям;
- проявлять уважение к личности и поддержанию чувства собственного достоинства в каждом воспитаннике;
- доброта, милосердие и участие должны быть знакомы каждому обучающемуся, педагоги должны уметь взглянуть на проблему глазами каждого конкретного ребенка, с его точки зрения;
- учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка, то есть учет его типа темперамента, нервной системы, особенностей восприятия и памяти, мышления, способностей и интересов, потребностей, мотивов, статуса в коллективе, самооценки и пр.;
- ориентировать процесс воспитания на потребности ребенка и его семьи.
К задачам воспитательного процесса в интернате относят:
- обеспечить право на получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуального развития образования;
- создать атмосферу психологического комфорта, условия для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сфер;
- ориентировать педагогический процесс на личностно-ориентированный подход к ребенку, использовать здоровьесберегающие и личностноориентированные технологии;
- организовать коррекционно-развивающую среду в педагогическом процессе школы;
- ориентировать воспитание на основополагающие направления: нравственное и трудовое воспитание и здоровый образ жизни;
- приобщить обучающихся к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательная работа в интернате
Воспитательная работа выстраивается на основании того, что воспитание представляет собой управление процессом развития личности. Гуманистическим характером воспитания и образования предполагается реализация воспитательных задач на:
- каждом проводимом учебном и внеклассном занятии;
- внеурочных занятиях, на которых будет создана воспитывающая среда;
- работе, нацеленной на духовное развитие каждого ребенка.
Системный подход к воспитанию обнаруживается в объединении усилий каждого субъекта воспитания – ребенка, учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования и пр. и реализуется посредством связи взаимозависимых компонентов, к которым относятся:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- здоровьесбережение;
- социализация;
- приобщение к труду.
Системообразующая деятельность воспитательной системы интерната – коррекционно-развивающая деятельность, которая занимает большую часть внимания, для этого создают наиболее благоприятные условия, развивают воспитательный потенциал, посредством нее может быть решено большинство воспитательных задач.
Система воспитания в интернате ориентируется на приоритетные и основополагающие направления, то есть нравственное, трудовое воспитание, здоровый образ жизни.
Нравственность выступает основой воспитательной работы в школе-интернате. Школа должна помогать детям на каждом возрастном этапе решать ряд основных задач:
- социально адаптировать и интегрировать детей в общество;
- формировать личностные качества;
- овладевать навыками общей культуры;
- овладевать организационно-трудовыми знаниями, умениями и навыками.
Компоненты воспитательной системы интерната
Урочная деятельность с воспитательными возможностями урока, на которых акцентируют внимание на нравственных проблемах и вопросах. Огромное внимание уделяется коррекционным и воспитательным задачам.
Внеурочная деятельность должна строиться на принципах, заложенных в Уставе интерната, на основании личностно-ориентированного подхода в соответствии с Моделью выпускника школы-интерната. Воспитательную работу осуществляют в соответствии с разработанным на год планом воспитательной работы. Всю запланированную на учебный год работу распределяют по следующим разделам:
- традиционные праздники;
- тематические праздники;
- спортивный досуг;
- фольклорные праздники;
- районные и областные мероприятия.
Важная часть воспитательной системы – формирование и укрепление школьных традиций.
В работе школы-интерната используют различные методы, приемы и способы учебной деятельности и воспитания, направленные на недопустимость перегрузок на уроках и воспитательных занятиях, способствующие формированию положительных эмоций, мотивации к обучению, помогающие облегчать изучение учебного материала и позволяющие достигать оптимальных результатов без причинения вреда здоровью.
Социализацию детей реализуют;
Посредством создания учителями и воспитателями воспитательной среды, включающей:
- формирование благоприятного климата в групповом или классном коллективе, сплочение детей;
- социальную помощь детям в семье;
- предупреждение и ограждение от отрицательных воздействий социума;
- помощь в процессе решения возникающих у ребенка проблем.
Посредством интегрированных уроков и коррекционно-развивающих занятий.
Приобщение к трудовой деятельности реализуют посредством программы по трудовому воспитанию, которая состоит из:
* творческого труда;
* самообслуживания;
* профориентации.