Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфические принципы обучения

О специальном образовании

Конституция Российской Федерации содержит статью, которая гарантирует предоставление всем гражданам страны равных прав на образование, а федеральный закон “Об образовании в РФ” первым же пунктом утверждает гуманистическую направленность системы образования. Всё это значит, к образовательному процессу должны быть приобщены все граждане страны, включая тех, кто обладает специфическими нуждами.

Определение 1

Специальное образование - это процесс воспитания и обучения детей с различными особенностями психического или физического развития. Эта система даёт детям общее образование, позволяет изолированным детям-инвалидам интегрироваться обратно в общество, а также предоставляет коррекционные услуги.

Обеспечение функционирования системы специального образования обеспечивают:

  • Министерство образования;
  • Министерство здравоохранения;
  • Министерство труда и социальной защиты населения.

Система специального обучения охватывает всех граждан страны - от самых маленьких детей до взрослых-инвалидов, желающих получить высшее или дополнительное образование, а также учитывает характер нарушений у каждого человека в отдельности, пытаясь для каждого создать комфортную и безопасную учебную среду.

Замечание 1

Получить специальное образование можно в специальных школах, через индивидуальное обучение, находясь на обучении в стационаре и посредством дистанционного обучения.

Система специального обучения учитывает все образовательные потребности своих подопечных и обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.

В современной системе специального образования особую роль играют специфические педагогические принципы - особенности подхода к обучению глухих и слабослышащих детей.

«Специфические принципы обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Специфические принципы обучения

Система обучения не слышащих детей разрабатывает особые пути организации образовательного процесса, адаптированные под потребности обучающихся. Непосредственно разработкой специфических принципов занимается сурдопедагогика.

Определение 2

Сурдопедагогика - наука о воспитании и образовании, изучающая проблемы, возникающие при обучении глухих и слабослышащих учеников.

Нарушение работы слухового аппарата оказывает очень сильное влияние на развитие ребёнка. Если глухота врождённая или же она приобретена до того, как ребёнок начал говорить, то у ребёнка будет сильно нарушено развитие речи. А когда ребёнок не может говорить в тот период своей жизни, когда он активнее всего познаёт мир вокруг, то страдают многие сферы его жизни:

  1. Познавательные процессы проходят медленнее, чем у здоровых детей;
  2. Могут возникнуть трудности в коммуникации с окружающими;
  3. По особому пути развиваются социальные потребности ребёнка.

Сурдопедагогика же призвана компенсировать все эти потери с помощью особых средств, приёмов и методов обучения, через уникальную форму организации образовательного процесса и так далее.

Специальное образование и специфические принципы обучения направлены на создание равных условий для слышащих и не слышащих детей. Это же требование обозначено в третьем пункте закона “Об образовании в Российской Федерации”, где описывается принцип общедоступности образования - обязательство всех образовательных организаций предоставлять одинаковые возможности и одинаково качественные образовательные услуги для всех учеников.

Существуют следующие специфические принципы обучения:

  • Принцип предметности;
  • Принцип единства наук;
  • Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи;
  • Принцип активного речевого общения;
  • Принцип индивидуального подхода.

Первый из перечисленных выше принципов, принцип предметности, предполагает предметно-практическую ориентированность образовательного процесса глухих и слабослышащих детей. Учебная деятельность должна быть разносторонней и полноценной, она должна опираться на практику. Дети, которые активно участвуют в процессе обучения, занимаются какой-то деятельностью, в процессе этой деятельности куда быстрее и лучше усваивают знания и навыки, учатся проводить логические связи между предметами и явлениями, учатся мыслить. А ещё, что весьма важно в образовании не слышащих детей, они знакомятся со словесными средствами общения.

Замечание 2

Комбинирование разных видов деятельности способствует всестороннему развитию ребёнка.

В одной деятельности (это могут быть рисования, аппликация, лепка и так далее) могут находить реализацию разные задачи воспитания.

Принцип единства наук гласит: основы наук должны усваиваться параллельно с основами языка. В случае с не слышащими детьми возможность понимать язык и общий уровень языкового развития оказывают большое влияние на способности детей к усвоению какого-либо научного материала. Этот принцип крепко связан с предыдущим. Оба они направлены на развитие у глухих и слабослышащих детей целого ряда умственных способностей, которые идут в дополнение к общему образованию. Формула “коррекционный курс + образовательный курс” для таких детей - это формула успеха.

Родной язык ребёнка является базой для понимания им всех остальных сфер жизни. Поэтому так важно с самого детства включить не слышащего ученика в активный процесс овладения языком.

Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи нашёл отражение в предыдущих двух принципах, но всё же требует выделения в отдельный пункт. Он направлен на развитие у ученика двух умений:

  1. Свободно понимать обращённую к нему речь;
  2. Говорить внятно и разборчиво, выразительно и ритмично, соблюдая правила орфоэпии.
Замечание 3

Развивая свой речевой слух, ребёнок одновременно с этим развивает свою речь. За выработкой навыка речи следует, как правило, желание ребёнка применять полученные знания на практике - разговаривать со сверстниками и со взрослыми, находиться в контакте с другими людьми.

Принцип активного речевого общения призван поощрять обучающихся к общению посредством речи. Поэтому часто в специальном обучении неслышащих детей используется моделирование ситуаций, в которых дети могли бы попрактиковаться в обращении к другим людям, умении формулировать вопросы и отвечать на них и так далее.

И, наконец, чрезвычайно важным является принцип индивидуального подхода. Только учитывая особенности развития данного конкретного ребёнка можно обеспечить ему комфортные условия для развития.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot