Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принцип систематичности и последовательности

Определение 1

Принцип систематичности и последовательности – это принцип, предусматривающий формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового.

Сущность принципа систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности впервые был выделен и описан Я.А. Коменским в труде «Великая дидактика». По его мнению, в обучение все должно быть последовательно, целесообразно и взаимосвязано.

В дальнейшем идеи принципа развивались Песталоцци и К. Д. Ушинским, которые считали, что знания в голове учащихся должны содержаться в виде взаимосвязанной системы, так как бессвязные знания – это беспорядок, в котором сложно «разобраться» и найти необходимую информацию.

Принцип систематичности и последовательности требует от педагога изложения учебного материала в определенной последовательности и системности.

Определение 2

Систематичность в обучении – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, при котором система проявляется в соответствующем расположении изучаемого учебного материала.

Определение 3

Последовательность в обучении – это логическая обоснованность изучения темы, раздела, курса, при котором за последующим вытекает предыдущее, опирающееся на него и подготавливающее следующую ступень познавательной деятельности учащихся.

В отечественной педагогике данный принцип значительное время игнорировался и нарушался, особенно с 20-х годов ХХ века. Это связано с тем, что в этот период учебные заведения работали по комплексным программам, в основе которых были заложены методы проектов и бригадно-лабораторные методы. Кроме того, не было стабильно установленных учебников.

«Принцип систематичности и последовательности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В основе принципа систематичности и последовательности заложена системность мышлении, которая заключается в установлении ассоциаций и связей между изучаемыми предметами и явлениями. Аналогично осуществляется и изучение различных учебных дисциплин, предусмотренных учебной программой. На основании данного принципа между ними устанавливаются межпредметные связи.

В настоящее время на основании принципа систематичности и последовательности составляются все современные учебные планы и учебные программы образовательных организаций. На основании данного принципа учебные дисциплины располагаются в планах и программах в последовательности, обусловленной логикой их изучения.

В новых учебных программах общеобразовательных школ традиционная последовательность изучения дисциплин подверглась значительному изменению. Например, ряд алгебраических действий и определений ранее начинали изучать в шестом классе, в соответствии с новыми учебными программами учащиеся начинают с ними знакомиться уже в начальной школе.

Систематичность и последовательность проявляется не только в содержании образования, но и в работе педагога и деятельности учащихся. От педагога требуют четкой последовательности и систематичности организации учебного занятия, изложения учебного материала, его повторения, закрепления и проверки. В свою очередь учащиеся должны вырабатывать навыки самостоятельной систематической работы в процессе обучения, а именно умения планировать свою деятельность, составлять логически обоснованных планов ответов и решений.

Замечание 1

Таким образом, реализация принципа систематичности и последовательности предусматривает соблюдение преемственности, логической последовательности и связи между учебными дисциплинами, которые изучаются на различных этапах обучения, так что вновь изучаемое базируется на освоенном учащимися ранее.

Правила применения принципа систематичности и последовательности

Применение принципа систематичности и последовательности на практике требует соблюдения ряда правил и условий:

  1. Обязательное планирование учебной работы, с целью соблюдения условия преемственности и установления ассоциаций во время усвоения учебного материала. Например, после проведения теоретических занятий и ознакомления с новым учебным материалом проводить практические занятия, направленные на закрепление пройденного и получение навыков применения знаний в практической и повседневной деятельности.
  2. Не допустимо переходить к изучению нового учебного материала, если педагог не уверен в том, что предыдущий материал достаточно хорошо усвоен. Данную проблему необходимо решать всеми возможными способами, даже если педагог ограничен рамками учебной программы и количеством часов, отведенных на изучение темы (раздела, дисциплины и т.д.).
  3. Допустимо и целесообразно использовать технологию «опережающего обучения». На каждом учебном занятии, при изучении любой учебной информации вводить понятия из предыдущей темы, тем самым осуществляя подготовку к изучению последующего материала. Для начинающего педагога соблюдение данного условия достигается посредством подготовки не только к текущему уроку, но и к следующему.
  4. Постоянное повторение пройденного учебного материала. Под повторением подразумевается не только воспроизведение информации, но и использование разнообразных практических методов, позволяющих повторить и закрепить изученное ранее. Например, использование репродуктивного метода, который ориентирует на повторение услышанного от педагога или только что прочитанного учебного материала.

В процессе повторения пройденного учебного материала необходимо создать такие условия, при которых учащиеся будут иметь возможность взглянуть на него с разных точек зрения и под разными углами зрения, соотнести его с собственным личным и жизненным опытом, другими учебными дисциплинами и т.д.

Замечание 2

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, в процессе которой они имеют возможность не просто закрепить полученные знания, но и расшить их, научится применять в практической деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot