Порядок написания плана-конспекта урока по английскому языку. Этапы урока
Конспект урока – это подробное и полное изложение содержания и хода урока, в котором отражена совместная деятельность учителя с учащимися.
Основа любой разработки уроков по английскому языку – план-конспект занятия, который освещает деятельность и учителя и учеников, а также материалы, которые наполняют образовательный процесс. Преподавание английского языка в общеобразовательной школе связывают с ежедневной подготовкой планов-конспектов, призванных систематизировать учительскую деятельность.
При их составлении в первую очередь, должно быть четко определено чему и зачем учить детей, то есть поставлены практические, образовательные, развивающие и воспитательные цели.
Затем педагог выбирает материалы, которые будут ему нужны и разнообразят ход урока: учебники, печатные тетради, книги для чтения, кассеты, диски, медиа- и видеоматериалы.
После постановки целей учитель думает над ходом занятия, которое с состоит из следующих этапов:
- организационный момент – 2-3 минуты – создает благоприятную психологическую атмосферу и рабочий настрой всех учащихся. Учитель приветствует класс, разговаривает с дежурным об отсутствующих учениках;
- фонетическая зарядка – обязательный компонент, предполагающий погружение в англоязычную среду. Может состоять из работы со скороговоркой или просто определенными звукосочетаниями на нескольких языковых примерах. Такая зарядка настраивает учеников и их артикуляционный аппарат на восприятие и воспроизведение английской речи, помогает снимать языковой барьер;
- проверка домашнего задания – не должна становиться допросом с пристрастием. В таком случае могут помочь парные и групповые виды контроля, в которых слабые ученики будут чувствовать поддержку сильных и не заработают нервный срыв;
- введение нового материала должно быть доступно и охватывать всех учащихся. Подавая новую грамматику и лексику, необходимо использовать разные типы опор, в том числе мультимедийные проекторы, презентации и аудио- и видеоматериалы;
- физкультминутка снимает накопившееся напряжение и позволяет ученикам разминаться и отвлекаться после продолжительного сидения за партой. Рекомендовано регулярное проведение физических упражнений с игровыми элементами на английском языке, чтобы ученики не выпадали из общеобразовательного контекста;
- тренировка активной грамматики и лексики подразумевает методически правильный подбор упражнений, в которых чередуют все основные типы деятельности. Это выступает как стимул для внимания и вызывает интерес к теме;
- помните о том, что объяснение домашнего задания не должно происходить на перемене, только строго на уроке. Задание не должно быть слишком большим, к нему обязательно нужно дать необходимые инструкции;
- преподаватель подводит итог и выставляет оценку, указывая сильные и слабые стороны ответов учащихся. Крайне важно обобщить то, что было пройдено на уроке, это поможет ученикам зафиксировать функции нового материала.
Требования к современному уроку в условиях введения стандарта второго поколения
Если сравнить цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка практически не изменилась. Акценты сместились на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены личностными, метапредметными и предметными результатами.
Всю учебную деятельность необходимо выстраивать на основании деятельностного подхода, целью которого является развить личность учащегося на основании освоения универсальных способов деятельности.
Ребенок не будет развиваться, если будет пассивно воспринимать учебный материал. Обучающийся должен быть живым участников образовательной деятельности. Именно собственное действие – основа формирования в будущем самостоятельности ребенка.
Если сравнивать традиционный и современный урок, то, на примере чтения, учащийся должен уметь читать текст, выстроенный на основании изученного языкового материала и содержащий отдельные слова.
По новым ФГОС ученик должен уметь ориентироваться в специфике прочитанного текста и пользоваться полученной информацией в практической деятельности.
Требования к современному уроку:
- четко формулировать триединую дидактическую цель;
- определять оптимальное содержание урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, учитывая уровень подготовки и подготовленности учеников;
- прогнозировать уровень усвоения учениками научных знаний, сформированность умений и навыков и на уроке, и на отдельных его этапах;
- выбирать наиболее рациональные методы, приемы и средства обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- обеспечивать познавательную активность, сочетать различные формы коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учеников в процессе учения;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам заинтересован в сотрудничестве с учениками и умеет направлять учащихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизируя деятельность учащихся;
- реализовывать на уроке все дидактические принципы;
- создавать условия успешного учения детей.
Выделяют пять типов уроков английского языка в соответствии с современным ФГОС:
- изучение нового учебного материала;
- совершенствование знаний, умений и навыков, куда относят формирование умений и навыков, целевое применение усвоенного и пр.;
- обобщение и систематизация;
- комбинированный урок;
- контроль и коррекция знания, умений и навыков.
Идеальным считается урок, на котором учитель только направляет детей и дает рекомендации на протяжении урока. В связи с этим дети чувствуют, что ведут урок самостоятельно.