Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование технологии проблемного обучения на уроках обществознания в старших классах

Определение 1

Проблемное обучение – это разновидность развивающего обучения, основанная на комплексе методов самостоятельного поиска информации, необходимой для решения конкретной задачи и шаблонных способов деятельности, а также научных теоретических знаний.

Проблемное обучение имеет важное развивающее значение. Оно позволяет мотивировать учащихся к познанию, развить у них навыки самостоятельной работы, посредством построения проблемных ситуаций, носящих обучающий характер т.е. научные данные осваиваются в практическом поиске – учащиеся учатся самостоятельно находить решение проблемы.

Проблемное обучение основано на постановке проблемной ситуации, которая требует решения, а значит открытия чего-то нового, ранее неизвестного. Такое обучение позволяет развить у учащихся навыки творческого решения стандартных учебных задач, воспитывает навыки творческого использования знаний, развивает мышление и логику. Поэтому, технология проблемного обучения активно применяется в качестве основы организации преподавания любой учебной дисциплины. Обществознание не является исключением.

Проблемные ситуации, используемые на уроках обществознания

Определение 2

Обществознание – это учебная дисциплина, включающая комплекс научных теорий, объясняющих принципы и закономерности устройства и функционирования социальной сферы.

Изучение данной дисциплины имеет важное значение для социального развития учащихся. Особенно, это касается, учащихся старших классов. В этот возрастной период, они должны освоить социальное устройство общества, владеть юридическими нормами и моральными принципами социального поведения, быть в курсе того, каким образом вести себя в тех или иных ситуациях и т.д.

Технология проблемного обучения позволяет построить учебное занятие по обществознанию, на основе использования проблемных ситуаций различных типов. Это позволяет развить у старшеклассников следующие компетенции:

  • Навыки постановки целей и определение способов их достижения.
  • Навыки самостоятельной работы с информационными ресурсами: поиска, сбора и обработки информационных данных по конкретной общественной проблеме.
  • Развитие мыслительных процессов учащихся, активизация работы их логики.
  • Навыки выражения своего мнения, взгляда, идей, позиции, умение ее обоснования и отстаивания.
  • Навыки коллективного взаимодействия. Учащиеся учатся работать в команде, действовать в интересах коллектива, принимать решения, исходя из потребностей и мнения каждого его члена.
«Использование технологии проблемного обучения на уроках обществознания в старших классах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На уроках обществознания, как правило, используются следующие типы проблемных ситуаций:

  • Самостоятельное развитие проблемной ситуации, вызванное незнанием учащихся ответа на заданный вопрос, решения поставленной задачи;
  • Использование своих теоретических знаний в новых практических обстоятельствах;
  • Создание противоречия между теоретически возможным вариантом решения поставленной задачи и невозможностью его практического осуществления;
  • Наличие противоречия между реальным решением задачи и неимением знания для его обоснования.

Использование проблемных ситуаций на уроках обществознания, позволяет включить учащихся в поисковую работу, сделать их исследователями, что, в свою очередь, активизирует познавательный интерес, увлекает и делает программу по обществознанию более доступной и понятной для изучения, а также закрепляет изученные данные более прочнее.

Проблемные ситуации, используемые на уроках обществознания должны быть различными по своему смысловому и содержательному компоненту. Могут быть использованы такие разновидности проблемных ситуаций:

  1. Предоставление выбора. Дается несколько вариантов решения поставленной задачи, включая неправильные, и требуется сделать выбор наиболее оптимального;
  2. Ситуация неопределенности. Она связана с наличием неоднозначности решения задачи, в силу отсутствия полноценного информационного обеспечения;
  3. Неординарные ситуации т.е. такие, которые удивляют, поскольку они необычны и связан с парадоксальными явлениями;
  4. Несоответствие ситуации, имеющемуся опыту и представлениям т.е. ситуация не является шаблонной;
  5. Отрицание какого утверждения. Такие ситуации требуют опровержения какой-то идеи, аргументацию ее неверности.

Структура проблемного урока по обществознанию

По своей структуре, проблемный урок по обществознанию представляет собой совокупность следующих компонентов:

  1. Актуализация знаний, которыми располагают учащиеся. Педагог начинает учебное занятие с опроса учащихся по ранее изученному материалу. Он может выдвинуть проблему, затрагивающую уже изученную тему и дать возможность учащимся найти способ ее решения т. е. здесь проблемная ситуация является, как бы подготовительной, поскольку, тема уже изучена школьниками, и они легко смогут разрешить проблемную ситуацию.
  2. Усвоение новых знаний и методов действия. Педагог объясняет новую тему, начиная ее с постановки проблемной ситуации. Затем, совместно с учащимися, происходит выдвижение гипотезы решения поставленной задачи и обоснование ее продуктивности.
  3. Развитие новых знаний и навыков. Посредством доказания выдвинутой гипотезы и анализа верности ее решения, происходит формирование новых знаний и навыков, способов деятельности. Старшеклассники углубляют свои знания об обществе и законах его функционирования, посредством личностного практического поиска, реализации творческих способностей.

Для постановки проблемной ситуации, педагог может использовать наглядные пособия. Например, изображение примеров социального неравенства в обществе. Педагог требует от учащихся приведение примеров социального неравенства и аргументацию происходящего на изображениях. При этом, педагог предоставляет детям возможность выразить свое мнение о том, что должно быть изучено по ходу учебного занятия, на какие вопросы необходим найти ответы, какова значимость данной темы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot