Хрущёвская оттепель — это неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина.
СМИ периода оттепели
В 1956 году был провозглашен новый курс партии. Н.С.Хрущев, пришедший к руководству КПСС, задал импульс к движению общества к обновлению. Так начался процесс перестройки политического сознания. Актуальной стала проблема преодоления стереотипов, сложившихся в журналистике. В целом, период «Оттепели» благотворно сказался на системе средств массовой информации. В этот период главными в работе средств массовой информации стали вопросы экономики, борьба с последствиями культа личности, с беззаконием.
Отечественная журналистика к концу 1950-х годов претерпела серьезные изменения. Однако ее положение в системе административно-командного управления оставалось неизменным. Как и прежде, журналистика полностью от нее зависела.
Краткосрочность периода «оттепели», неизменность положения СМИ как идеологической структуры партийного аппарата обусловили возврат к старому и сползание журналистики на позицию поддержки волюнтаризма, затушевывания фактов, возрождения культа личности, что привело к состоянию «застоя».
Журналистика по-прежнему оставалась ключевым средством манипулирования общественным мнением, поэтому партия не могла допустить хоть какого-то ослабления влияния прессы на массы.
К середине 1950-х годов сила влияния СМИ на массы ослабла. Это объяснялось не только догматическим характером публикаций, но и сформировавшимися стереотипами, шаблонами, заполонившими прессу. Также остро ощущалась необходимость в дальнейшем развитии структуры СМИ.
Партия содействовала появлению новых центральных и местных изданий, а также новых видов прессы. В 1960-1960-е годы стали выходить:
- «Экономическая газета»;
- «Промышленно-экономическая газета»;
- «Советская авиация»;
- «Московские новости» и т.д.
В июле 1956 года вышла газета «Советская Россия», ставшая ежедневным печатным органом Бюро ЦК КПСС РСФСР. Газета сразу четко обозначила свою программу. Здесь нашли отражение новые тенденции в экономической, общественно-политической, социальной жизни страны, возникшие после ХХ съезда КПСС.
Соперничество с изданиями, которые имели многолетний опыт общения с аудиторией, привело к формированию собственной жанровой и тематической специфики, к удачным творческим находкам. Уже с самых первых выпусков внимание читателей газеты привлекли разделы «Любовь моя, Россия», «Годы и люди», «Таланты России», «С блокнотом по РСФСР». В центральной прессе впервые появилось периодическое издание, где много места было отведено фотожурналистике со всем ее жанровым многообразием. Благодаря созданию сети собственных корреспондентов, собрания с участием сотрудников редакции и авторов увеличили приток оперативной информации настолько, что он получил конкретные формы в виде полос и подборок. «Советская Россия» отказалась от привычных редакционных статей, которые сменили авторские передовые статьи. Изменился и облик четвертой полосы, где появились зарисовки и фотоэтюды, материалы для семейного чтения, фоторепортажи о новых городах. На четвертой полосе появилась постоянная рубрика «В субботний вечер».
В «Советской России» освещались вопросы экономики, которые объединялись рубриками «О людях хороших», «Реформа: опыт и проблемы», «Хозяйствовать по-новому».
Во второй половине 1950-х годов оттепель принесла значительные перемены в общественно-политическую жизнь страны, наметила новые тенденции.
В конце 1956 году в союзных республиках и многих областях РСФСР стали выходить колхозные многотиражные газеты. Реорганизация системы хозяйственного управления и связанное с этим разделение партийных органов с селе привело к возникновению новых видов местной печати – газет колхозно-совхозных производственных управлений, межрайонных газет. Однако они просуществовали недолго, уже через год были преобразованы в районные газеты.
В 1960-е годы в России выходило примерно 3 тыс. районных газет общим тиражом 20 миллионов экземпляров.
Печатная пресса находилась в постоянном развитии. В 1970- году в стране издавалось 7250 газет, тираж которых составлял 140 миллионов экземпляров.
Такие огромные тиражи печатной периодики в СССР свидетельствовали о том, что население любит читать. Это справедливо, если говорить о массовых изданиях, публикации которых были популярны в читательской среде. А подписка на газеты и журналы ЦК КПСС и партийных комитетов шла по разнарядке сверху. Продолжала действовать директива об обязательной подписке каждым гражданином на партийный журнал и партийную газету. Это говорит о том, что высокие тиражи партийных журналов и газет свидетельствует об уровне дисциплинированности и материальной поддержки коммунистов, но не являются критерием интереса читательской аудитории.
Радио, телевидение в период оттепели
В 1961 году система СМИ расширилась за счет еще одного информационного агентства – Агентства печати «Новости» (АПН). Агентство с самых первых шагов деятельности развернуло грандиозную информационную работу. АПН поддерживало деловые контакты с издательскими фирмами, национальными агентствами, радиокомпаниями 110 стран.
К 1960 годам существенно расширились возможности радио. Благодаря широкому распространению транзисторных приемников в зону приема всесоюзных радиопрограмм удалось вовлечь 85% территории страны.
В этот период большое распространение получило телевидение. Ежедневно 4 миллиона телевизоров собирали аудиторию в десятки миллионов человек. В феврале 1965года появилась вторая программа Центрального телевидения. Телевидение стало одним из основных способов информирования граждан о главных событиях как в стране, так и за рубежом.
Определились общественные функции телевидения, закрепились формы и жанры документального телевещания, обозначились основные тенденции развития художественного вещания.
В дальнейшем были введены специальные каналы связи. В начале 1980-х годов телевидение смотрело 88% населения.