Социальный институт – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.
Журналистика – важный социальный институт
Современная журналистика представляет собой сложившийся социальный институт со своими устойчивыми организационными формами, своими собственными нормами, традициями, правилами. Его деятельность направлена на восполнение потребности в информации, а в основе его функционирования лежат демократические начала при развитых механизмах правового регулирования.
Однако законодательство в отношении журналистики как социального института развито пока слабо. Есть много нерешенных вопросов, границы некоторых вопросов остаются не обозначенными. И это неизбежно вызывает определенные трудности.
У журналистики свое особенное, уникальное положение в обществе. С одной стороны, она включена в общественное управление, то есть является «четвертой властью», формируя общественное мнение, а с другой, сама является частью сознания общества. И это неоднозначное положение.
В связи с этим у нее следующие обязанности:
- Предоставление обществу адекватной информации.
- Быть пространством для свободного обмена мнениями, независимо от желания власти.
- Наполнять массовые потоки информации полезными материалами с самыми разнообразными знаниями, ценностями и т.д. Все это приводит в развитие массовое общественное сознание.
Журналистика одновременно находится в сопряженности с властью, и пребывает вне зависимости от нее.
Именно благодаря независимому информированию граждан, происходит осуществление демократического принципа посредством данного социального института.
Понятие «информированность» представляет особую важность. Постепенно оно проникает в законодательство. Есть закона о праве на информацию, в котором определен основной принцип права информирования граждан на информирование о деятельности органов и организаций. Данную информацию необходимо сообщать в следующих случаях:
- необходимо опровергнуть недостоверную информацию;
- значима для общества;
- представляет опасность для общества.
В основе деятельности СМИ должны находиться идеи и практика множественности мнений в области политики, культуры, идеологии. Отличия во мнениях могут быть кардинальными. Плюрализм – еще одна черта демократического общества.
Для журналистики важны отношения «журналист – источник информации». Есть три типа таких источников:
- Документ – это всегда продукт деятельности по обработки первичной информации.
- Предметно-вещественная среда.
- Человек – ключевое звено информационной среды.
У каждого из них свои особенности.
Взаимодействие журналистов с информационными источниками слабо урегулировано в законодательстве, потому и много сложностей. Например, в законодательстве установлено, что должностное лицо – держатель информации – обязан предоставлять журналистам все нужные сведения. Скрывать информацию можно только в случае, когда это охраняемая законом тайна. Однако алгоритм предоставления информации не установлен.
Социальные типы СМИ
Существует три социальных типа средств массовой информации:
- СМИ гражданского «тела» общества. Именно данный тип представляет собой ведущую преобразовательную силу. Гражданское общество – это как раз та сфера, в которой происходит активная деятельность по реализации гражданских прав.
- Государственные СМИ создаются разными властными структурами и федерального, и местного значения.
- Общественно-государственные СМИ, наиболее полно реализующие интересы общества.
Функционирование СМИ в самые разные временные эпохи происходит в соответствии с двумя группами закономерностей. Первая имеет отношение к общим социологическим законам и ролью журналистики в жизни общества. Однако получается совершенно другая картина, если посмотреть с точки зрения социально-политической. Несмотря на все разнообразие видов журналистики в какую-либо из исторических эпох, необходимо выделить основные типы журналистики, которые сложились исторически. В основе такой типологии лежат социально-классовые ориентации:
- Федеральная монархическая журналистика начала образовываться непосредственно после появления первых печатных изданий в виде газет.
- Религиозно-клерикальная журналистика сформировалась в феодальный период.
- Буржуазная журналистика образовалась в процессе борьбы против феодализма.
- Социалистическая журналистика возникла в результате развития мысли общества, а также возникновения политических организаций, групп, движений, которые выступали в защиту прав работников. Первые заявление были сделаны в периоды столкновений, происходящие между различными классами буржуазии. Это первый яркий пример проявления журналистики как социального института.
В общественном развитии был и переходный период, который не обошел стороной и журналистику. Начало данного процесса было положено в 1985 году после того, как была провозглашена политика советского союза. Данная перестроечная политика привела к возрождению норм жизни демократии, устранения цензуры, серьезного контроля в сфере идеологии, поощрения гласности. Все это создало благоприятную почву для развития деятельности журналиста и формировании средств массовой информации, свободных от влияния властей. В противоположность этому с приходом рыночной экономики, средства массовой информации оказались подвластными капиталу, что не могло не повлиять на информационную политику.
Журналистика как социальный институт испытывает влияния общественных изменений.
И очевидно, что на данный момент времени происходят также изменения: образуется единый мир с взаимозависимыми элементами. В таком мире каждое государство, нация, область неизбежно связано разного рода узами, в том числе, и информационными. Посредством журналистики как общественного института происходит наиболее явное выражение демократических свобод.