Аудитория СМИ – это совокупность людей, потребляющих информационный продукт определённого типа средств массовой информации, либо публика конкретного СМИ, либо потребители единичного текста или медиатекста.
Взаимодействие СМИ и аудитории
Как общество взаимодействует со СМИ и каким образом они оказывают взаимное влияние друг на друга? Попробуем разобраться.
Трудно представить развитие современного общества, заинтересованного в массовом распространении соответствующей информации без журналистики. В свою очередь, журналистика также не может существовать без общества, поскольку ее прямой целью является удовлетворение социальных потребностей. Вот почему способы взаимодействия средств массовой информации и общества настолько разнообразны.
Журналисты и потребители медийной продукции иногда осознанно, а иногда и нет, следуют определённому ходу мыслей медиа. Люди начинают думать так, как им говорят, они начинают воспринимать информацию именно в таком виде, в котором им её преподносят.
Для чего, а самое главное, для кого работает пресса? Какие цели она преследует, оказывая воздействие на сознание общества? Ответ прост–самые разнообразные, в том числе и политические.
Зачастую правящие круги того или иного государства используют СМИ как инструмент для реализации своих геополитических целей. В результате на международном уровне такие вопросы, как права и свободы человека, международный обмен информацией, внутриполитические процессы, связанные со средствами массовой информации, и многие другие становятся предметом ожесточенной борьбы. В то же время информационные потребности общества могут быть удовлетворены средствами массовой информации в той мере, в какой они присущи конкретному государству в определенный период времени.
Если говорить о зарубежной журналистике, то довольно распространённым в ней является политизированный подход к анализу тех ситуаций и событий, которые связаны с различными социально-политическими процессами в государстве.
Вообще, существуют три точки зрения на воздействие средств массовой информации на аудиторию:
- Влияние СМИ на общество неограниченно, при этом различные медиаобразы, возникающие перед людьми, воспринимаются ими некритично;
- Влияние СМИ на аудиторию зависит от различных социальных групп, которые служат для индивида своеобразным стандартом, системой отсчёта для себя и для других. Также оно зависит от социально-демографических характеристик самого человека, поэтому изучение роли СМИ в определении реальности становится проблематичным;
- СМИ определяют вектор событий, которые будут обсуждаться аудиторией.
Изучение взаимоотношений СМИ и аудитории
Теоретические подходы к изучению взаимоотношений СМИ и их аудитории изменились с развитием общества в целом, а также в ходе трансформации СМИ как социального института. Резюмируя основные теоретические концепции, британский исследователь массовых коммуникаций профессор Денис Мак-Куэйл предложил два основных подхода:
- медиа-ориентированный;
- социально-ориентированный.
При медиаориентированном подходе предполагается относительная независимость средств массовой информации в рамках социальной системы. СМИ в этом выступают как источник изменений. Они моделируют образы социальной реальности или социальных проблем.
При социально ориентированном подходе приоритет остается за процессами более высокого уровня, нежели медиасистема. Эти процессы одновременно и приводят к изменениям в обществе, и становятся причинами трансформации СМИ.
Хронологически медиаориентированный подход появился раньше. По мере развития СМИ, их усложнения как социального института, воздействие СМИ на аудиторию возрастает.
Исходя из результатов исследований хода и итоговполитических кампаний 1920–1930-х годов, ученые пришли к выводу, что средства массовой информации могут быть использованы в качестве инструмента убеждения любых заинтересованных социальных групп. Со временем эти взгляды были подвергнуты сомнению, и заменены концепцией косвенного воздействия на медиа аудиторию.
Полиграфия (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) заняла особое место в медиа-системе благодаря записи информации на бумажном носителе, использованию типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном режиме.
Специализация, появление узкоформатных СМИ, направленных не на максимизацию аудитории, а на повышение ее лояльности, привели к формированию редакционных методов информирования, зависящих не от «событий дня», а только от запросов зрительской аудитории.
Специализированные СМИ ограничивались освещением очень узких тем и направлений и игнорировали любую, даже сенсационную, информацию, которая не была предметной областью освещения для конкретной целевой аудитории.
Рост рынка средств массовой информации, необходимость привлечения внимания аудитории привели к проведению исследований аудитории. Особенно подробно изучались социально-демографические, социальные, культурные характеристики, потребности, мотивации групп зрителей, читателей и слушателей. Содержание, способы передачи сообщений трансформировались вместе с коммуникативными запросами аудитории.
Так как условием успешного функционирования СМИ является спрос аудитории, цель деятельности каждого медиаканала – максимизация аудитории. В результате исследований было выявлено, что самым востребованным контентом является развлекательная информация . Это привело к развитию «таблоидных» СМИ. Особенно это коснулось печатных СМИ, формулой создания которых стала:
«сенсационное содержание + большое количество рекламы + низкая цена».
Параллельно с процессом таблоидизации СМИ, нацеленные на массовую аудиторию, стали совершенствовать свой контент, делать его аналитическим и тем самым формировать лояльность потребителей.
СМИ являются мощным инструментом, с помощью которого можно влиять на взгляды, предпочтения, мнение общества.