Современные аналитические жанры
Самая примечательная черта современных средств массовой информации – это нацеленность на результат, анализ или исследование процессов или ситуаций, которые будут интересны читательской аудитории. Для этого лучше всего подходят аналитические жанры. Наиболее востребованы среди них:
- Аналитическая корреспонденция;
- Аналитическое интервью;
- Аналитическая статья.
Аналитическая система средств массовой информации не стоит на одном месте, она постоянно развивается, находит новые пути решений и адаптируется к поставленным задачам.
В начале 80 – х годов происходил сдвиг репортажа к аналитике, яркий пример этому знаменитые репортажи А. Кольцова под названием «Три дня в такси», «»Семь дней в кассе» и другие. Похожие аналитические очерки появлялись и у других журналистов: Ю. Роста, Г. Бочарова и В. Чертакова.
В январе 1992 года на первом канале «Останкино» выход первый информационно – аналитический еженедельник под красивым названием «Итоги». Журналистом – аналитиком стал Евгений Киселев. В 1996 году на других телеканалах выходят похожие информационно – аналитические программы под названием: «Зеркало» и «Время».
Известные журналисты
Современные аналитические жанры представлены большим разнообразием стилей и форм. Можно говорить о том, что аналитика в журналистике приобрела смешанные границы. Довольно часто, особенно это касается телевизионных и радио переда, аналитические материалы представлены в виде беседы, где автор- журналист – ведущий выполняет основную роль. Ведущий – журналист:
- Задает тему номера;
- Задает темп ответов, пауз и вопросов;
- Задает, наталкивающие на верное размышление, вопросы;
- Нередко журналист самостоятельно отвечает на свои вопросы с целью формирования направленности беседы;
- Журналист позволяет воображение мыслей, додумывание итогов и прочие.
Современный журналист, работающий в аналитических жанрах должен иметь качественную профессиональную подготовку. Не только разбираться в той теме, на которую решил написать материал, но и на сопряженные темы. В случаи сдвига общей темы, автор – журналист ни в коем случаи не должен растеряться и «упасть в грязь лицом». Кроме того, любые сопряженные темы могут выручить журналиста в случаи непредвиденной ситуации.
Современные журналисты аналитики чаще всего встречаются на телевидении. Это могут быть не только новостные программы, но и ток – шоу, программы, основанные на реальных событиях и прочие авторские программы. Автор – журналист должен оперативно реагировать на все происходящее в студии, особенно это важно, если программа выходит в прямом эфире. Например, Владимир Соловьев – ведущий программы, политический аналитик, журналист и обозреватель, выполняет в процессе выпуска программы очень сложную задачу: сдерживание участников программы в споре только при помощи слов и правильно построенных предложений, вопросов и тона голоса.
Нередко журналисты начинают работать ведущими, при этом они начинают выполнять более широкие профессиональные функции:
- Ведение программы или шоу- программы;
- Контролирование аудитории при помощи правильных вопросов и предложений
- Правильная и стилистически грамотная постановка вопросов и заключений во время проведение беседы, представления участников и так далее.
Аналитическая журналистика своими корнями уходит в далекое прошлое. Современность «давит» на нее своими тенденциями. Так или иначе, журналистам, работающим с современной аналитикой, приходится выполнять невероятное количество профессиональных функций.