Радиожурналистика — это вид журналистской деятельности, который основан на применении технических средств радиовещания.
Классификация жанров радиожурналистики
Жанры радиопередач определяются спецификой радиоканала (радиостанции) и формой речевой коммуникации. Ряд жанров в эфир попали из простого общения в быту, видоизменились, стали более многогранными и сложными. В каждом жанре радиожурналистики есть направленность на аудиторию, на слушателя, и в процессе изучения жанров это необходимо учитывать. Проявляется это и регулятивными приемами, и прямыми обращениями.
Жанры радиожурналистики подвижны и между ними практически отсутствуют границы. Поэтому довольно часто бывает сложно точно определить жанр какого-либо материала.
Различные жанры имеют много общего в печатной прессе, на телевидении и на радио. Объединяет их то, что журналистика тем или иным образом всегда формирует и отражает общественное мнение. Однако несмотря на это определенные жанры имеют свои особенности – достоверность, выразительность, оперативность и т.д. Особенности эти зависят главным образом от технических ресурсов радиостанции и от их творческого применения. Жанры радиожурналистики, в зависимости от функционально-предметного признака, делятся на следующие группы:
- Информационные: радиообзоры печати, радиосообщение, радиоинтервью, информационная корреспонденция, радиорепортаж;
- Аналитические: радиоинтервью, радиорепортаж аналитического содержания, радиорецензия, радиобеседа, журналистское расследование;
- Документально-художественные: радиоочерк, радиозарисовка, радиорассказ и т.д.
Также жанры радиожурналистики классифицируются в зависимости от формы звучания:
- Монологические – вещание одного человека: сообщение, отчет, комментарий, обзор;
- Диалогические: интервью, беседа, дискуссия и т.д.;
- Синтетические: репортаж, очерк, фельетон и т.д.
Как видно из классификации, какие-то жанры не имеют четкого закрепления в одной группе, и между ними отсутствуют четкие границы. Атрибуты одних жанров также могут быть присущи другим, а небольшие жанры входят в состав более сложных по структуре и более объемных жанров.
Взаимодействие между жанрами проявляется в наиболее распространенных информационных жанрах – репортажа и интервью. В каждом из них присутствуют элементы обзоров, зарисовок, комментариев. Поэтому вполне естественно, что они пересекаются между собой. Например, репортаж включает в себя фрагменты интервью, делающие материал более интересным и разнообразным, четче обрисовывают слушателю ситуацию и обеспечивают речевое разнообразие.
Все публицистические жанры в любом случае в какой-то степени связаны с художественной организацией текста. В информационное сообщение они входят только в зачаточном состоянии. А в процессе того, как усложняются задачи и их воплощения, используется все больше различных художественных приемов.
Система определения жанров радиопередач склонна со временем меняться. Например, наблюдается тенденция к снижению популярности письменных текстов и к росту популярности живого общения, импровизации, разговорной речи. Развитие и функционирование жанров радиожурналистики само по себе – сложный процесс. На него существенно влияет политика, история, социальная жизнь и потребности аудитории. Это связано в том числе и с ролью радио в системе СМИ.
Трансформация жанров радиожурналистики происходит по мере освоения новых технических возможностей и в ходе изменения отношений с аудиторией.
Краткая характеристика жанров радиожурналистики
Интервью в своем первоначальном значении – это беседа журналиста (ведущего, репортера) с известной личностью, специалистом, ученым и т.д. во время которой журналист задает вопросы, направляет беседу, подсказывает темы, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.
Пресс-конференцию нельзя относить к интервью, так как:
- Заявления на пресс-конференции имеют публичный характер;
- Вопросы журналистов на пресс-конференции друг с другом не связаны, поэтому невозможно создать единый материал для цельного радиовоспроизведения.
В зависимости от того, какая задача стоит перед журналистом, различается интервью-мнение и интервью-факт. В интервью-факте важной и необходимой является информация, которой обладает интервьюируемый. В интервью-мнении речь может идти о чем-то общеизвестном, но при этом интервьюируемый имеет право на разъяснения, оценку, прогнозы и т.д.
В зависимости от цели и способа ее достижения интервью подразделяется на следующие разновидности:
- Протокольное – для получения официальных разъяснений по вопросам политики государства;
- Информационное – для получения определенных мнений и сведений;
- Интервью-портрет – для всестороннего раскрытия личности собеседника;
- От интервью происходят беседа, дискуссия, пресс-конференция.
Репортаж – это жанр радиожурналистики, в ходе которого рассказ журналиста прерывается высказываниями участников события, записанными на месте.
Репортаж является хорошим способом драматургического построения материла и дает возможность представить слушателям разные точки зрения.
Комментарий относится к аналитической журналистике, так как его цель – не простое информирование о событиях, а выявление причинно-следственных связей между событиями и прогнозирование. Основу комментария составляет авторский анализ и авторская оценка фактов.
Обозрение – это один из наиболее устойчивых жанров радиожурналистики. Обозрение строго фактологично, факты при этом отобраны и сгруппированы в соответствии с авторской концепцией. Обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, выделяет общее, вскрывает взаимосвязь фактов и делает выводы. Как правило, обозрение шире, чем комментарий.
Радиоочерк – пограничный жанр между художественным рассказом и документальным исследованием. В отличие от радиоинформации, здесь на первом плане человек как субъект действия. Самым распространенным видом очерка является портретный. Еще одна разновидность, тоже исходящая из литературной традиции – путевой очерк.
Кроме перечисленных, существует множество других жанров радиожурналистики.