Качественная пресса — это пресса, рассчитанная на высокообразованную аудиторию.
Особенности британской печатной прессы
Британская печатная пресса является классикой периодической печати. Главная особенность британской печатной прессы – это ее разделение на качественную и массовую. Такое разделение проходит по нескольким критериям:
- Аудитория;
- Контент;
- Формат издания;
- Заголовки;
- Уровень анализа происходящего;
- Соотношение текста и визуального ряда;
- Специфика рекламных сообщений.
Первой качественной газетой принято считать основанную в 1785 году в Лондоне «The Times».
Из ряда изданий того времени газету выделяла взвешенная позиция, а также ориентация на традиционные ценности среднего класса. Система качественной печати стала формироваться в Великобритании в 19 веке.
Большая концентрация индустриального населения на небольшой островной территории стала фактором, способствовавшим формированию в Британии классической вертикальной модели прессы. Столичные газеты одновременно являются национальными, то есть столичная пресса имеет главенствующее значение. С этим частично связан высокий уровень концентрации СМИ – большая часть изданий сосредоточена у нескольких владельцев.
Еще одна особенность газетного рынка Великобритании – укомплектованность и симметричность. Британский газетный рынок полностью заполнен, а новые имена сюда вписываются чаще всего путем вытеснения старых. Для того, чтобы появилась новая национальная газета, сначала должна «созреть» новая аудитория.
Для британской прессы характерно то, что ежедневные газеты обзаводятся воскресным приложением.
Следует отметить, что при появлении избыточного числа печатных изданий, газетный рынок Великобритании становится менее стабильным.
До начала 2000-х годов в Великобритании выпускалось пять воскресных газет. Эта цифра сохранялась благодаря тому, что группа Trinity Mirror кроме газеты «Sunday Mirror» (воскресного приложения «Daily Mirror»), владела воскресной газетой «The People», а «Daily Star» воскресного продолжения не имела. Однако в октябре 2002 года такое продолжение появилось – им стала воскресная газета «Daily Star Sunday». Воскресных газет стало шесть.
В 2011 году с газетного рынка ушел крупнейший таблоид «News of the World», но через год на его месте создается новый таблоид «Sun on Sunday».
Таким образом, как отмечает С. Беглов, для британской прессы характерно соотношение 10 + 10 (10 ежедневных, 10 воскресных газет).
В Англии выпускается пять качественных и пять массовых ежедневных газет. Воскресных качественных газет выпускается четыре: «Observer», «Sunday Telegraph», «Independent on Sunday», «Sunday Times». Массовых воскресных газет шесть: «Mail on Sunday», «Sunday Mirror», «Sunday Express», «Daily Star Sunday», «People», «Sun on Sunday»).
Динамика рынка воскресных газет
Вследствие развития цифровых технологий, устаревания экономических моделей, меняющихся предпочтений аудитории рынок британских воскресных газет претерпевает существенные изменения. В июле 2011 года был закрыт крупнейший британский таблоид «News of the World». Но уход крупнейшего игрока с рынка не улучшил экономическое положение других изданий, напротив, даже привел к рецессии всего воскресного сегмента.
Воскресные газеты в Великобритании начали выпускать в середине 19 века. Целевой аудиторией этих изданий были люди, которые не могли себе позволить покупать дорогие ежедневные издания. Состоятельные люди воскресные газеты не читали, так как считалось, что это не соответствует их статусу. Но воскресный сегмент со временем занял свою нишу на печатном рынке и обошел по тиражам ежедневные издания. Это связано с тем, что воскресные газеты предлагали больше информации и выпускались в тот день, когда у читателей было больше свободного времени.
Сложности для развития воскресного сегмента создают и изменения образа жизни читателей, системы ценностей, появление новых потребностей. Эти факторы способствуют трансформации культуры потребления данного вида печатных изданий. Воскресный день современного человека- это время отдыха, и большая часть этого времени проходит в «погоне за удовольствиями». Люди предпочитают проведению времени дома походы по магазинам, занятия спортом, посещение близких и друзей, поездки за город. А те, кто остается дома, смотрят телевизор. Как правило, сфера интересов ограничивается развлекательными и спортивными программами, а также новостями. И в таких обстоятельствах желание читать газету у людей возникает все меньше.
Однако изменение воскресного дня читателей не единственная причина снижения интересов к воскресным печатным изданиям. Исследования, проведенные NRS PADD, показали, что часть аудитории предпочитает походу в киоск за печатной версией газеты онлайн-контент.
Еще одна проблема воскресных газет – уникальный контент. Воскресную аудиторию на себя перетягивают субботние издания. По объему они не уступают воскресным, а иногда и превосходят их по количеству полос. Это ставит под сомнение статут воскресных газет как уникальных медиапродуктов, так как почти все, о чем они пишут, можно прочитать в субботних изданиях. Таким образом, налицо активно нарастающая конкуренция со стороны субботних изданий, которые ранее не рассматривались отдельно от ежедневных газет. Для того, чтобы сохранить прочные позиции в системе общенациональной печатной прессы, воскресным газетам необходим пересмотреть бизнес-модели, которые помогли бы им вернуть читателей, потерявших интерес к воскресным изданиям.
На сегодняшний день газетный бизнес осознает необходимость учета показателей и печатной платформы, и электронной. Одним из факторов, обусловливающим их общий успех, является востребованность газет в соцсетях. Например, газета «Daily Mail» предлагает в виде онлайновой и печатной форм два разных типа контента, соответственно, и работает на два разных типа читательской аудитории.