Место и роль телевидения в современном обществе
Научно-технический прогресс обусловил расширение возможностей массовых коммуникаций. Массовые коммуникации, подобно паутине, накрывают современное общество. Параметры их размещения способны определять алгоритм изменения или развития и общества, и человека, существующего в этом обществе.
Власть средств массовой информации распространяется на все сферы общества. Особенно ярко проявляется это в социальной и политической сферах, но без внимания не остается и сфера духовной жизни человека.
Определяющие роли в этом процессе принадлежат телевидению и Интернету. Несмотря на широкое и быстрое распространение Интернета, телевидение не теряет своего значения, оставаясь главным источником информации. Телевидение воспринимается людьми как СМИ с высоким уровнем ответственности. Интернет-ресурсы же дают мозаичную и порой противоречивую картину, что вызывает сомнение в ее достоверности.
Телевидение с момента возникновения опирается на новые, недостаточно освоенные общественным сознанием технологии создания моделей новой реальности. ТВ было изобретено как техническое средство, которое передает информации на расстояние, и по мнению изобретателей, должно было демократизировать общество, расширяя информационное пространство и предоставляя к нему равный доступ для всех слоев населения. Внедрение цветного телевидения было встречено с большим энтузиазмом. Это позволило существенно повысить эмоциональность восприятия аудитории. Зрители не только получали информацию, они попадали в медиареальность.
Однако по мере проникновения масс-медиа в частную жизни человека восторженные отзывы о телевидении как инструменте позитивных социальных изменений сменились на сдержанные высказывания. Выявились среди них и мнения о негативном воздействии телевидения на человека и общество.
Телевидение помогает человеку войти в особую ценностную и интеллектуальную среду, которая свойственная современной эпохе и которая транслируется на экране. Оно является авторитетным агентом социализации, обеспечивает существование человека в противоречивой, сложной урбанистической среде и дает огромному контингенту людей различного пола, возраста, социального положения функционально пригодные механизмы представления о том, что неправильно и что правильно в поведении, стремлениях, желаниях и т.д.
Телевидение способно оказывать влияние на формирование активно действующей, креативно мыслящей личности, которая может создавать особую культурную среду. Индивидуальное место жительства такого человекастановится центром коммуникации этой культурной среды.
Так создается особый тип домашней культуры, где человек, не покидая своего места, чувствует себя связанным с миром через экран ТВ. Ему достаточно представляемой экраном телевизора аудиовизуальной информации, чтобы чувствовать себя полноценным участником происходящих в мире событий, знатоком в разны сферах жизни. А разница в уровне культуры обусловливается только выбором программ.
Это сделало телевидение привычной, всегда доступной частью домашнего обихода. Однако именно это делает его и опасным для людей, так как превращает их в пассивных потребителей информации, далеко не всегда качественной. Телевидение распространяет определенный контент и тем самым формирует уровень эстетических вкусов, нравственных норм, политических взглядов и т.д. Зритель не всегда способен дать критическую оценку увиденному. В результате он оказывается неспособным к формированию своих собственных суждений и полноценному участию в публичном или частном социальном дискурсе.
Телевидение как инструмент создания новой реальности
Человек воспринимает картинку на экране телевизора как отражение мира и легко переходит границу реального и виртуального, из-за чего оказывается в искусственном мире медиа-реальности.
Это обусловлено следующими факторами:
- Техническими возможностями телевидения;
- Способностью телевидения выражать социальные потребности;
- Телевидение является результатом определенного политического, идеологического, экономического выбора медиакратии, медийной элиты.
Структура и сущность телевидения обычному человеку почти неизвестны. То, что отражается на экране телевизора, отражается и в сознании зрителя как реально существующие события. в свою очередь то, что не зафиксировано камерой, как бы и не существует, если зритель не является свидетелем событий. Первое входит в историю, а второе становится элементом памяти отдельного человека.
Для людей телевизионная реальность становится единственной, в которой они привыкли существовать. Телевидение, создавая мир, который «реальней реальности» из творца имиджей и событий стремится стать единственным инструментом познания мира. и это познание должно идти по медийным законам. Для телевизионной трансформации реальности характерна своя логика развития, свои пространственно-временные характеристики:
- Телевидение способно привлечь внимание к событиям, находящимся за границами нашего персонального внимания;
- Телевидение, проникая в действительность, стремится изменить ее и представить зрителям как единственно реальную.
И в такой новой реальности телевидение оказывается неким устройством переключения энергии человека из одного состояния в другое. То есть телевидение оказывается своеобразным механизмом сублимации. Это проявляется в сопереживании отображаемых в телевизионных сюжетах событий. Индивид посредством телевидения находит необходимый ему психологический баланс. «Красивая жизнь», транслируемая на экране, позволяет обывателю выйти за грани своей сложной, тревожной, горестной жизни. А сюжеты справедливого воздаяния, мести, расправы, экстремальные новости используются для выплеска негативных эмоций. Таким образом, телевидение самым радикальны образом изменяет среду, в которой существует и общается человек, подменяя реальность виртуальностью.