Общественное мнение - это совокупное оценочное суждение, в котором выражается отношение социальной общности, коллектива к различным явлениям и событиям действительности.
Проблема влияния СМИ на общественное мнение
Такая проблема, как влияние СМИ на общественное мнение остается актуальной на протяжении длительного периода времени. В начале 20 века, когда появились и прочно вошли в массовый обиход телеграф, телефон, кинематограф, радио, возможностей для массовой манипуляции людьми стало гораздо больше. Информация стала доступна всем слоям общества. Изменилась политическая коммуникация – у нее появились новые цели и средства.
Массовая коммуникация стала отображением информационной среды общества, а СМИ – важнейшим общественным инструментом воздействия.
Примерно с середины 20 века многих зарубежных ученых стала интересовать проблема влияния СМИ на общественное мнение. Это доказывает, что СМИ могут быть отличным манипулятором. Например, в ходе исследований путем математического анализа социологических данных и контент-анализа телевизионных сюжетов и газетных статей была выявлена взаимосвязь между темами средств массовой информации и настроением общественного мнения. Тогда и было введено такое понятие, как «повестка дня».
Повестка дня – это набор проблем и сюжетов, наиболее важных на данный отрезок времени.
Установление повестки дня стало главной деятельностью СМИ.
В СССР обращалось пристальное внимание к общественному мнению, его постоянный учет был одной из черт политики КПСС.
СМИ на среднего потребителя влияют настолько сильно, что они способны сформировать общественное мнение и задать ему нужное направление.
СМИ, представая в роли политического манипулятора, несут большую угрозу для общества.
Манипулирование – это скрытое управление поведением и политическим сознанием людей с целью заставить их действовать вопреки своим интересам.
Часто основу манипулирования составляют ложь и обман. В политике манипулирование является способом социального управления. Процесс манипулирования происходит незаметно для управляющих, не влечет за собой крови и жертв, не требует каких-либо крупных материальных затрат. Главным инструментом политического манипулирования являются средства массовой информации, обладающие всеми возможностями для влияния на сознание народных масс.
Приемы и механизмы, используемые средствами массовой информации для оказания влияния на общественное мнение
Методика всеобщего манипулирования довольна проста. В большинстве случаев она основывается на попытке оказать воздействие на человека по каналам, меньше всего контролируемым осознанно. В результате этих действий в массовое сознание внедряются социально-политические мифы.
Социально-политическими мифами называют иллюзорные идеи, утверждающие определенные нормы и ценности и как правило воспринимаемые на веру, без рационального осмысления.
Эти мифы являются основой той ложной картины мира, которая создается манипуляторами. Например, в СССР базис коммунистической системы манипулирования составляли мифы о частной собственности как о главном источнике зла.
Художественная реальность, создаваемая СМИ, изменяет реальность мира, является главным политическим манипулятором. Средства массовой информации обладают монополией на информацию и могут определять приоритеты событий. Ежедневно в мире происходить множество событий, однако на обозрение выводится лишь та часть, которая входит в сферу внимания СМИ. Это является главной предпосылкой для манипуляции.
Манипуляция средств массовой информации состоит в возможности комментировать и интерпретировать факты. Журналист здесь определяет все – какими словами будут описаны события, что будет подчеркнуто, в какой контекст вмонтировано и т.д.
Методика манипуляционного процесса в себе несет использование множества определенных методов для оказания воздействия на разум людей. При помощи информации осуществляется манипулирование сознанием. СМИ имеют достаточно много возможностей для манипуляций: они могут преднамеренно искажать информацию, скрывая одни факты и выдавая другие и т.д.
Общественное мнение – это форма массового сознания, которая отражает настроения, интересы, чувства разных групп людей к явлениям и фактам общественной жизни.
Субъектом общественного мнения являются различные общности, в рамках которых формируется общественное мнение.
В качестве объекта общественного мнения выступают явления, события, процессы, социальные факты относительно которых складывается общественное мнение.
Выделяют несколько этапов формирования общественного мнения:
- Получение информации и ее оценка;
- Формирование общественного мнения посредством обмена индивидуально-групповыми точками зрения;
- Его выражение в вербальной форме;
- Затем выражение в поведенческой форме.
Общественное мнение выполняет две главные функции – информационную и регулятивную. Наряду с этими функциями реализуются дополнительные:
- Консультативная;
- Контрольная;
- Оценочная;
- Директивная.
Главными аспектами влияния средств массовой информации на общественное сознание являются воздействие на все группы населения, изменение сознания при помощи повторения какой-то определенной информации, уменьшение личного пространства человека.
Есть несколько приемов и механизмов психологического воздействия на аудиторию. Это убеждение, внушение, психическое заражение, прием завоевания аудитории, прием аргументации. Большинство приемов, используемых СМИ, не корректны и не этичны. Кроме того, независимых СМИ не существует, они все имеют владельцев, а также спонсоров, которые преследуют собственные интересы и цели.
Достаточно часто общественное мнение подвергается негативному влиянию со стороны СМИ. Но общественное мнение в то же время может взять на себя контрольные функции и защитить общество от потока негативной информации.
Роль СМИ за несколько последних десятилетий существенно возросла, контент стал общедоступным, а узнать новости можно в любой точке мира через смартфон. Влияние СМИ может быть как положительным, так и отрицательным.