Интервью – это жанр публицистики, который представляет собой беседу журналиста с известным человеком, общественным, политическим деятелем по актуальным вопросам.
Жанр интервью в интернет-пространстве
Интервью – это обмен фактами, сведениями, взглядами.
Интервью позволяет потребителю получать информацию «из первых рук», хотя в нем и присутствует определенная доля субъективизма. Он заключается в том, что в журналист в процессе оформления полученной информации в виде интервью и переносе на бумагу того, что сказал собеседник, пропускает эту информацию через себя, имеет возможность ее редактировать, менять последовательность вопросов и ответов. Но такая черта свойственная в большей степени интервью в печатных СМИ – потребитель читает то, что слышал и записал журналист. В случае с радио и телевизионным интервью, интервью в видеоблогах потребитель получает возможность все слышать и видеть самостоятельно. Он не только видит и слышит то же, что и журналист, но и получает информацию от ее носителя, а не в обработке интервьюера. В таком случае, человек, который не задействован напрямую в процессе интервью, в какой-то степени оказывается его участником, так как без посредника, сразу пропускает информацию через свое сознание, воспринимает ее в соответствии со своим миропониманием, мироощущением, мировоззрением.
Телевизионное интервью привнесло в жанр новое существенное качество – зрелищность. Этот жанр активно применяется и в сети Интернет. Здесь источником информации становится не просто звучащая речь с богатством ее риторики, эмоциональной, интонационной окраски, как на радио, но и поведение, жесты, мимика собеседников, и часто даже окружающая их среда. Этим обусловлена достоверность и широкое распространение жанра интервью.
Жанр интервью всегда присутствовал на телевидении. В выпусках новостей журналисты обращаются с вопросам к известным деятелям, участникам событий либо к тем, кто хорошо разбирается в определенной теме, интересуются их мнением по поводу важных происшествий. Материалы в интернете часто дополняются, кроме видеозаписей и фотографий, визуальными и печатными интервью. Активно создаются блоги, сайты, посвященные жанру интервью.
Отличие печатного интервью от интервью в электронных СМИ
Несмотря на то, что интервью в печатных и электронных СМИ родственные категории, между ними существует достаточно большая разница. Например, в газете журналист сам излагает ответы на заданные собеседнику вопросы. и даже стенографическая запись специально обрабатывается для печати. Интервью на радио создается в тот момент, когда его получает потребитель. Однако и интервью, записанные на пленку, сохраняют черты подлинного документа, голос, интонации, стиль речи говорящего. В газете интервью отвечает на вопрос, что сказал интервьюируемый. Радиоинтервью – что и как интервьюируемый сказал. Газетчики обрабатывают и готовят материал интервью после разговора с интервьюируемым, а радиожурналист тщательно готовится к беседе.
Ответы на поставленные радиожурналистом вопросы одновременно с ним получают и слушатели, становясь участниками разговора. В этом случае радиожурналист выступает в качестве представителя слушательской аудитории. Журналист-газетчик может по своему усмотрению менять порядок вопросов в материала при подготовке к печати, опускать одни вопросы и ответы, более обстоятельно излагать другие. У радиожурналиста такой возможности нет.
Конечно, возможен монтаж записи интервью, в котором допускается перестановка вопросов, деление интервью на части, которые чередуются с комментариями автора материала. но в этом случае правильнее будет говорить не о радиоинтервью, а о рассказе журналиста из студии с использованием фрагментов интервью, записанных предварительно.
Наличие авторского начала в передаче сведений, полученных в интервью, и в печатных, и в электронных СМИ является одним из ключевых признаков. Осуществление прямой записи интервью для журналиста как печатных, так и электронных СМИ, практически невозможна, так как даже в самой грамотной речи содержится некоторое количество заминок, повторов, слов-паразитов и т.д.
Критерии эффективности интервью
Г. В. Лазутин разработал критерии, на основании которых можно дать профессиональную оценку интервью. Такими критериями являются:
- новизна конкретной ситуации;
- значимость и масштаб проблемы;
- убедительность и конструктивность идеи;
- полнота и яркость выразительных средств журналистики;
- четкость монтажно-композиционного решения журналистского произведения, его мотивированность;
- яркость, смысловая точность, запоминаемость журналистского образа, лексико-стилистическая и логическая грамотность материала.
Теме журналистского произведения характерен устойчивый признак – это всегда реальная конкретная ситуация, восходящая к масштабной общественно значимой проблеме. Круг проблем разнообразен и обширен. Ряд проблем – вечных, разрешаются и вновь возникают на новом уровне (например, проблема борьбы со злом, сохранения жизни, сохранения мира и т.д.). Другие проблемы порождаются определенными обстоятельствами и временем (например, политические, экономические, психологические проблемы, которые возникли после развала СССР).
Идея – это основная мысль произведения, в ней воплощается авторское «открытие», то есть достигнутое автором понимание цели и предмета повествования, которое для аудитории представляет определенную ценность.
Идея журналистского произведения главным образом ориентирована на то, чтобы помочь аудитории увидеть свою связь с рассматриваемой проблемой.
Элементарно-выразительные средства журналистики – это смысловые единицы, которые отражают элементы культуры, несущие прошлый опыт с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы. Сюда относятся:
- Исторические факты, так как они являются «бывшими фактами», дошедшими до современности в интерпретациях;
- Нормативы – смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие социальный опыт.