Особенности понятия «массовая информация»
В понятии массовой информации можно выделить несколько следующих важных особенностей:
- массовая информация имеет свои особенности из-за характера журналистики в определенных социальных условиях;
- это понятие имеет тесную связь с особенностями функционирования журналистики как массовой информационной деятельности;
- существуют определенные обязательные условия к субъектам журналистской деятельности, например, обеспечение свободы слова, определенного качества журналистики и пр.;
- понятие обуславливает необходимость понимания творческих форм массовой информационной деятельности (например, жанры журналистики и пр.).
Массовая информация создает основу духовного мира человека, информационную основу системы деятельности и отношений.
Особенности информационно-массовой природы СМИ
Все СМИ имеют массово-информационную природу: их суть – добывание, редактирование и донесение информации (на это намекает понятие «информационно») до аудитории (об этом говорит понятие «массовая»). Значит, эта природа обусловлена самим характером журналистской деятельности, который не изменен на протяжении всего времени существования журналистики. Особенности информационно-массовой природы СМИ:
- журналист и аудитория контактируют друг с другом не напрямую;
- у аудитории есть определенные запросы, и СМИ должно их удовлетворять;
- стремление к единомыслию аудитории по касающимся ее определенным вопросам. Так отдельная аудитория становится общей социальной средой;
- существует возможность одновременного получения информации всей аудиторией;
- у всех желающих есть возможность принимать участие в функционировании средств массовой информации.
Информационно-массовую природу СМИ схематично можно представить как «средства – каналы – типы – система взаимодействия – распространение».
Термином «информация» в современности пользуются в широком смысле – под ним понимают всю массу сведений, что несет аудитории журналистика. Тогда как в самой журналистике «информация» - это лишь часть информации в широком смысле этого слова, событийная информация, новые факты.
Но в информационном потоке журналистики наряду с событийной также есть и информация комментированная и фундаментальная, художественная и публицистическая. Так важнейшим для понимания информационно-массовой природы СМИ принципом станет принцип о том, что средства массовой информации не должны ограничивать свою деятельность лишь сообщением новостей и событий.
Роль информации в журналистике выполняют любые произведения: статьи, телефильмы, рекламные радиопроизведения и пр. Информационный смысл имеют даже заголовки, а также место произведения на полосе или в программе, интонация ведущего, шрифты, отбивки и пр. Все это дополняет текст произведения, говорит о его значении для аудитории или о роли, которую придают ему авторы.
Трудности при рассмотрении информационно-массовой природы СМИ
Одна из них состоит в сложности понятия «массовая информация». Например, может показаться, что информации в очень объемном тексте больше, нежели в менее объемном. Но в небольшой заметке очень часто содержится больше информации, чем в большей по объему аналитической статье.
Вторая сложность имеет связь с первой - это многозначность использования в повседневности понятий «массовая» и «информация». Так понятие «массовая» (помимо основного его смысла - чего-то такого, что предназначено для большого количества людей) часто используется и в качестве обозначения качества СМИ (причем, весьма низкого).
Но используемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» уже утрачивает свои негативные оттенки (хотя это не значит, что те или иные издания или программы не могут быть вульгарными и низкопробными).