Понятие идеологии
Идеологическая функция отсылает к понятию «идеология» - к термину, что появился в начале 19-го столетия. Так, в переводе с греческого слово idea может означать «мысль», тогда как logos – «слово». Значит, «идеология» можно дословно перевести как «учение об идеях».
Любопытно, что на раннем этапе использования этого понятия оно имело ярко выраженную негативную смысловую нагрузку – им обозначались ложные взгляды.
В современности подобной смысловой нагрузки это понятие уже не несет.
Суть идеологической функции журналистики
Некоторые исследователи называют эту функцию одной из первичных функций журналистики.
Сущность идеологической функции журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения.
По Е.П. Прохорову именно идеологическая функция определяет содержательное наполнение коммуникаций журналистики с аудиторией.
Носители разных идеологий – это разные социальные силы. Значит, ситуация, при которой заметна конкуренция различных идеологий является вполне нормальной. При этом, какая-нибудь одна из них может быть лидером, но подобное положение дел не отменяет конкуренцию. Лидирующая идеология в тоталитарных и авторитарных государствах часто является господствующей – она пытается подчинить себе или устранить прочие идеологии. Господство одной идеологии также ведет к тому, что она влияет абсолютно на все сферы жизни, что вредит им (например, личная жизнь). Это чрезмерная идеологизация общества, и становится необходима деидеологизация общества - ослабление влияния господствующей идеологии, возвращение конкуренции разных идеологий.
Мягкий авторитаризм в современности в нашем обществе господствует. Журналистика содержится во всех идеологических процессах, что заметны в обществе за счет воздействия журналистики на сознание массовой аудитории и за счет широкого распространения СМИ в повседневности – газеты, журналы, телевизор, радио и интернет стали легкодоступны.
Диапазон идеологической функции очень широк – от механической констатации какого-либо факта до глубокого и долгого влияния на сознание людей.
Связь идеологической функции с социальным ориентированием
Идеологическая функция тесно связана с социальным ориентированием. Журналистика ориентирует людей в многообразных явлениях действительности. Под социальной ориентацией должно пониматься умение глубоко разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать все происходящие явления, понимать их значимость для себя о общества, а также влияние на происходящие процессы. В соответствии с этим, человеку необходимо четко определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели и характер деятельности.
Идеологическая ориентирующая деятельность средств массовой информации универсальна - охватывает все стороны духовного мира человека, а также все без исключения компоненты массового сознания.
Связь идеологической функции журналистики с пропагандой и агитацией
Идеологическая функция априори имеет жесткую связь с пропагандой каких-либо жизненных ценностей, а также с агитацией в их поддержку. Вообще же понятия «пропаганда» и «агитация» имеют значительное различие (даже несмотря на их сходство). Под пропагандой должна пониматься журналистская деятельность по распространению идей, утверждение какой-либо идеологии, формирование исторического сознания и пр. В свою очередь агитация представляет собой журналистскую деятельность в распространении оперативной информации. Она формирует позицию аудитории при помощи примеров для подражания, которых она специально выбирает.