Понятие о функциях журналистики
Функции журналистики отражают сумму ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ ее функционирования.
Исследователь С.Г. Корконосенко под функциями журналистики понимает сумму ее социальных ролей. Суть ролевой характеристики - в выявлении социальных обязанностей, что СМИ выполняет в соответствии с ожиданиями и запросами общества. Средства массовой информации выполняют эти обязанности в политике, экономике, духовной и социальной жизни. Так журналистика в каждой из этих систем действует только по законам этой системы и никак иначе.
Слово «функция» произошло от латинского слова functiо, что означает назначение, характер деятельности и пр.
Связь функции и цели
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, а значит, для достижения целей необходимы соответствующие целям средства. Итак, цель представляет собой предвидимый и желаемый результат, ее добиваются какими-либо средствами. Приступая к реализации цели, следует иметь представление о желаемом результате. Так оказываются прочно связаны функции и цели журналистской деятельности.
Петербургская и московская школа журналистики, их отношение к функциям журналистики
Любопытно, что существует разделение на петербургскую, и московскую школу журналистики. Их отличие, в том числе, состоит и в том, что в каждом случае представители конкретной школы по-своему смотрят на журналистские функции. Например, петербургская школа выделяет следующие функции:
- производственно-экономическая;
- регулирующая;
- информационно-коммуникативная;
- духовно-идеологическая.
Для московской школы журналистики характерны следующие функции:
- коммуникативная;
- идеологическая;
- культурно-образовательная;
- рекламно-справочная;
- рекреативная;
- организаторская.
Наиболее часто используемый список функций журналистики
Чаще всего если речь заходит о функциях журналистики, то имеют в виду следующие функции:
- коммуникативная. Жизнедеятельность общества состоит в том числе и из частых взаимодействий с природой и живыми существами, что происходит за счет общения (обмен той или иной информацией). Общение – это коммуникация, что для журналистов является интегрированной формой предоставления информации обществу. Общество именно благодаря журналистике вступает в коммуникационные связи и получает информацию;
- идеологическая. Журналистика дает возможность укрепить в обществе какой-либо тип поведения. В сознании человека она создает конкретный стереотип и стиль поведения, «программируя» индивида на какие-либо действия. Журналистика также имеет возможность оказывать влияние и создавать общественное мнение, влиять на массовое сознание. Журналистику отличает ее способность формировать какое-либо общественное мнение, что повлияет на выбор общества и поведение людей;
- культурно-просветительская. Журналистика способна благотворно влиять на человека и давать ему возможность познавать нечто новое. Но помимо этого, она также дает ему возможность самому оценивать информацию и делать выводы, то есть, развивать свое мышление;
- методологическая. В средствах массовой информации часто можно встретить информацию энциклопедического характера, рекламу – все это даст аудитории возможность развиваться информационно, методически совершенствоваться;
- организаторская. Эта функция отражает взаимоотношения средств массовой информации с различными социальными институтами – это контрольная и регулятивная деятельность СМИ по отношению к ним.