Теория журналистики
Журналистика является многоаспектным явлением. Журналистика – это и СМИ, и социальный институт, и система видов деятельности, произведений и т.д.
Каждый из каналов передачи информации (радио, телевидение и пр.) включает в себя множество различных типов радиостанций, телекомпаний и пр. Они классифицируются по самым различным признакам, например, по форме собственности и пр.
Журналистика включает в себя как журналистские учреждения (например, редакции периодических изданий), так и предприятия, что их обслуживают (к примеру, предприятия полиграфии и т.д.).
Система журналистских видов деятельности выглядит следующим образом:
- творческая деятельность (журналистский труд по написанию различных текстов);
- организаторская деятельность (основание редакционных коллективов, руководство ими);
- пропагандистская деятельность (желание выработать у массовой аудитории какую-либо идеологическую модель).
Как одна из профессий журналистика – это сфера деятельности журналистских специальностей, например, репортер, комментатор и пр. Но также стоит отметить, что все современные СМИ находятся в зависимости от специалистов из области рекламы, программирования и пр.
Как система произведений журналистика включает в себя (помимо обнародованных материалов) и материалы, что необходимы только в редакции (например, различные сценарные и режиссерские планы, письма и пр.). Также она включает в себя и обращения в различные социальные институты, скажем, просьбы об аккредитации и пр.
Предмет журналистики
Предметом журналистики может являться какое-либо происшествие или событие (например, чрезвычайная ситуация), человек (к примеру, спортсмен, политик и пр.), актуальные проблемы современности (алкоголизм, безработица и пр.), проблемы прошлого и пр.
Структура журналистики
Структура журналистики в общем случае выглядит следующим образом:
- учредитель СМИ (отдельное лицо, группа лиц, государственные и общественные организации), что создает предприятия по выпуску периодической продукции, теле- и радиокомпании, информационные агентства и пр., и обладает правами на них;
- руководящие органы (государственные институты, что принимают, изменяют и отменяют законы, касающиеся работы СМИ, следят за их выполнением и пр.;
- журналисты (специально нанятые и обученные люди, что ведут авторскую, редакторскую или организационную работу по сбору, обработке и компоновке информации);
- тексты (журналистские произведения, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, что были обнародованы в средствах массовой информации и пр.);
- специальные каналы (применяются журналистами для передачи текстов их адресатам, например, телевидение);
- массовая аудитория (часть общества, на которую ориентировано какое-либо СМИ);
- социальные институты (это какие-либо хозяйственные и государственные органы, союзы и пр., работа которых обсуждается в средствах массовой информации для влияния на принимаемые ими решения);
- действительность (это и источник журналистики, и конечный объект ее воздействия).
Задачи журналистики
Одной из самых главных задач журналистики является задача удовлетворения потребности общества в информации (удовлетворение их предпочтений, стремлений и увлечений). Из этого втекает важная оговорка: журналист должен знать, какую информацию и кому следует предоставлять.
Журналистика стремится предоставить аудитории максимально целостное и понятное представление о жизни, а не разрозненные факты об отдельных ее явлениях.
Также одной из важных задач журналистики является формирование массовой культуры, приобщение к ней самых широких масс аудитории. Но стоит отметить, что понимание культуры в СМИ может быть разным (например, содержание российских телеканалов «Культура» и «ТНТ»).