Интерактивный контент – это любой контент, подразумевающий активное участие пользователя, подталкивающий его к совершению каких-либо действий.
Интерактивность в журналистике
Современная журналистика носит интерактивный характер. Термин «интерактивность» рассматривается как «сотворчество», под которым подразумевается сотрудничество журналистов с представителями аудитории с целью создания информационного продукта. Традиционно интерактивность рассматривалась прежде всего как характеристика сетевых СМИ. М. В. Антропов в своей статье «Интернет-технологии в журналистике» отмечает, что интернет-ресурсы позволяют аудитории оставлять под информационным материалом комментарии, высказывать свое мнение, оценивать публикацию. Но в настоящее время данный термин рассматривается и применительно к жанровой специфике текстов.
В современной теории СМИ формируется представление об интерактивной журналистике как о сотрудничестве журналиста с аудиторией в процессе продуктивной деятельности, в которой контакт является жанрообразующим признаком. О характере этого контакта зависит состав задач, которые журналисту предстоит решить в ходе своей работы.
Особенности контакта журналиста с аудиторией
Существует несколько разновидностей контактов журналиста с аудиторией. Все тексты, принадлежащие к этой жанровой разновидности, делятся на несколько групп:
- Материалы, которые основаны на опосредованном контакте. Сюда относится обзор писем, вопрос-ответ;
- Отчеты, которые основываются на непосредственном пассивном контакте журналиста;
- Тексты, которые возникают на основе ситуаций непосредственного активного контакта журналиста с собеседниками в формате диалога;
- Тексты, основанные на ситуации активного контакта журналиста с партнерами, происходящего в форме полилога.
В обзоре писем журналист передает свою оценку, возникающую в процессе чтения письма. В тексте содержится информация о ситуации контакта, объединяющая автора письма и журналиста в творческий коллектив, который создает общее произведение. Журналист в этом случае является консолидирующей силой, именно от его усилий зависит качество информационного продукта.
В основе такой жанровой модели, как «вопрос-ответ» лежит опосредованный контакт. Данный текст фактически представляет собой связку письма от читателя с конкретным вопросом и ответ журналиста или эксперта в данной области. Существование данных текстов друг без друга невозможно, так как только вместе они приобретают завершенный смысл и становятся единым материалом. При этом журналист играет роль организатора контактов между соавторами, чаще всего оставаясь за кадром.
Ко второй группе относятся тексты, где контакт журналиста – это его наблюдение за публичным обменом суждениями в ходе митингов, заседаний, собраний. Пассивный характер такого контакта состоит в том, что чаще всего журналист не ступает в вербальное общение с участниками. Нередки случаи, когда они и не догадываются, что включены в контакт, который будет отражен в прессе. Но все же это происходит, появляются тексты, в которых воспроизводятся произнесенные им слова. Участники диалога непроизвольно оказываются соавторами журналиста.
Основными текстами в третьей группе являются три жанровые модели: беседа, интервью, литературная запись. Эти материалы возникают из контакта журналиста с человеком, которого он вызвал на монолог. Но как правило, документально об этом свидетельствует запись, завершающая текста: «Литературная запись …».
Сам процесс общения, профессиональной деятельности журналиста, не выносится в текст. Журналист как бы остается за кадром, «растворяясь» в динамике монолога героя. у монолога, казалось бы, авто один – тот, кто озвучивает его. Однако это не совсем так. В интервью основная коммуникативная единица – это реплика. Соединяясь с другой репликой она образует единство. Основу этих материалов составляет диалог журналиста с собеседником, партнером по общению. И диалог этот предусматривает жесткое распределение ролей. Журналист является коммуникативным лидером и стимулирует собеседника к поиску ответов.
Беседа всегда является совместным размышлением и предполагает тесный и доверительный контакт, требующий от журналиста обстоятельной подготовки и особых личностных и профессиональных качеств. Для того, чтобы беседа была интересной, ведущему самому необходимо быть хорошим собеседником – мыслящим, эрудированным, умеющим находить остроумные решения и готовым к полемике.
Тексты четвертой группы основаны на полилоге.
Полилог – это непосредственное информационное взаимодействие многих лиц.
Такой контакт дает возможность журналисту включить в предмет отображения своего материала важный момент самоопределения общественного мнения. К таким текстам относятся «круглый стол» и блиц-опрос. Особенностью блиц-опроса является то, что журналист задает один вопрос большому количеству респондентов. Затем ответы воспроизводятся в тексте, что дает адресату возможность представить разброс мнений, который существуют в обществе по какой-либо проблеме. При этом контакт журналиста может быть как непосредственным, например, при уличном опросе, так и опосредованным, например, при интернет-опросе. При этом суть дела остается неизменной – аудитория с помощью этого текста подключается к процессу самоопределения мнения общественности.
Круглый стол также ориентирован на то, чтобы помочь аудитории в самоопределении мнения. Структура текста в данном случае несет в себе отдельные мнения по рассматриваемой проблеме. Эти мнения оглашаются, поддерживаются, сопоставляются, отрицаются, то есть идет обсуждение и поиск консенсуса. Журналист является организатором такого процесса, поддерживает его полемический настрой, конструктивную направленность. Контакт журналиста с участниками круглого стола становится неким зеркалом, где отражается механизм самоопределения общественного мнения.