Понятие электронных СМИ, интернет-журналистика
Под электронными СМИ иногда понимают радио, телевидение и интернет, апеллируя это к тому, что все эти виды СМИ используют электронные технологии в своей работе. Но в нашей стране термин «электронные СМИ» чаще всего обозначают только интернет-СМИ и интернет-журналистику.
Под интернет-журналистикой должна пониматься новая разновидность журналистики, что стала возможной благодаря развитию и распространению глобальной сети Интернет, что дала возможность организовать постоянное информационное вещание на массовую аудиторию без использования особо сложной технической инфраструктуры. Так многие люди получили возможность создавать свои СМИ, также, как и остальные получили возможность следить за ними.
История появления и развития электронных СМИ в 20-ом веке
Развитие электронных СМИ началось с развитием персональных компьютеров, что стало заметно в конце 1970-ых гг. благодаря компании Apple Computer. В то время еще не существовало понятия «глобальная паутина», но у владельцев компьютеров уже была возможность объединять их в сети при помощи специальных линий.
Прорывом в развитии персональных компьютеров было появление ПК, что функционировали при помощи операционных систем с графическим пользовательским интерфейсом (например, Windows).
Далее событием в развитии электронного медиа-пространства стало расширение сети ARPANET, которая позднее стала называться Internet. К концу 80-ых эта сеть объединяла уже 28000 компьютеров. World Wide Web («Всемирная паутина») была создана в начале 90-ых, и благодаря этому появилась возможность «скачивать» различные файлы. Она также стала главным интерфейсом для деловых операций.
К середине 90-ых гг. многие газеты и журналы уже присутствовали в сети, например, The New York Times, The Boston Globe, «Независимая газета» и пр.
У издателей идея создания сетевых версий периодики чаще всего не означала переманивания своей аудитории в Интернет, но эти люди понимали важность освоения киберпространства и его перспективность.
К концу 90-ых стали открываться сетевые филиалы и телевизионных компаний, например, АВС.
Интернет ознаменовал собой выход системы массовых коммуникаций на новый уровень. Тогда как традиционные СМИ отличались только однонаправленным характером коммуникации, Интернет характерен двухсторонней коммуникацией. Аудитория интернет-СМИ принимает участие в информационном обмене. Интернет создает новую информационную среду, и она видоизменяет характер деятельности традиционных средств массовой информации необходимостью конкурирования с собой.
В краткие сроки новая технология передачи информации – Интернет – видоизменилась до формата принципиально нового медиа-явления (как это произошло в свое время с «беспроволочным телеграфом» - радио).
К 2000 году свободный доступ к Глобальной сети имели уже приблизительно 200 миллионов человек во всем мире.
Современные тенденции развития электронных СМИ
В настоящий момент активно развиваются мобильные платформы, в том числе, и для электронных газет. Например, Apple трансформирует свой проект The Daily в полноценное и самостоятельное издание для мобильной платформы.
Еще одной тенденцией является монетизация. Ее суть в том, что каждый желающий изучить содержание какого-либо издания или прочего СМИ в электронном виде должен заплатить за это, как и в случае с покупкой, например, традиционной бумажной газеты.
Также заметно и упрощение дизайна электронных СМИ. Например, совсем недавно одновременно сменили дизайн в сторону упрощения такие издания, как Lifehacker и Kotaku, чья главная страница теперь представляет собой только рубрики и статьи. Любопытно, что подобный минимализм и информативность дет возможность развиваться интеграции с планшетными компьютерами.