Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стилистические особенности современных спортивных газет

Определение 1

Спортивная журналистика — это одна из форм журналистики, предметной областью которой является сбор, обработка, хранение, распространение информации о спортивных событиях.

Спортивная публицистика в системе изданий публицистического стиля

Спорт является популярным, сложным, часто противоречивым социальным явлением, занимающим в общественной жизни важное место. Спорт – это особый вид коммуникаций, который появился с целью реализации комплекса социальных потребностей. Для спортивных текстов характерны такие особенности, как:

  • Информативность;
  • Точность;
  • Логичность;
  • Ясность;
  • Объективность;
  • Понятность.

Тексты, относящиеся к спортивному публицистическому стилю, могут обладать этими чертами в большей или меньшей степени. Все такие тексты обнаруживают использование языковых выразительных средств, способствующих удовлетворению потребностей этой сферы общения. В лексической сфере это предполагает употребление специальной лексики и терминологии.

Тексты спортивного жанра можно разделить на письменные и устные. Письменные жанры – это отчеты тренеров, планы, интернет-блоги спортсменов, анонсы и объявления.

К устным относятся интервью, спортивные репортажи, отчеты, статьи.

В последнее время статьи спортивного характера в публицистике становятся достаточно популярными. Наряду с присущей спортивной журналистике информативностью, спортивные статьи выполняют еще и воздействующую функцию. В спортивных статьях четко прослеживаются такие характерные для публицистического стиля черты, как:

  • Использование фразеологизмов;
  • Выражение оценочности;
  • Использование различных стилистических фигур и тропов.

Для текстов спортивной публицистики, как и для других специализированных текстов, характерны свои стилистические особенности. Сфера спорта постоянно развивается, привносит изменения в образ жизни и в язык, поэтому стилистические особенности спортивных текстов привлекают внимание многих исследователей. Вместе с появлением нового вида спорта появляется новый набор терминов.

«Стилистические особенности современных спортивных газет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Главной характеристикой спортивных текстов является именно терминированность.

В России спорт активно развивается и набирает популярность, но с оглядкой на западных соседей. Поэтому в русский язык постоянно проникает большое количество заимствований, которые обогащают состав русского языка, наделяют спортивную публицистику чертами, отличающими ее от остальных жанров этого стиля. Однако с другой стороны использование терминов приводит к однообразию и «сухости» статьи. Поэтому важно грамотно сочетать художественный и публицистический стиль.

Типология спортивной периодики

Спортивная информация на страницах периодической печати может появляться в двух основных видах. Первый вид – это материалы о спорте, являющиеся составным элементов в содержании общетематических изданий. Они существуют на правах полос, разделов, вкладок, отдельных публикаций, специальных выпусков ит.д. Предназначены они для многочисленных поклонников спорта, интерес которых непостоянен, достаточно избирателен и ограничен наиболее крупными спортивными событиями и значительными результатами.

Спортивная информация в советский период в ежедневных изданиях была сосредоточена в большинстве случаев на последней полосе, и часто читатели начинали чтение газеты именно с нее. В современных газетах не существует четко закрепленного места, и каждое издание уделяет спорту тот объем и то место, которые предусмотрены направленностью издания, его концепцией и политикой.

Это зависит также от актуальности и значимости спортивных событий в общественной жизни. Так, во время проведения крупных спортивных соревнований, а также в случае побед на них российских спортсменов, такие материалы выносятся на первые полосы. Спорту в целом уделяется около 20% объема универсальных газет.

Спорт, помимо общественно-политической прессы, представлен и в других типах изданий – в деловой печати, в мужских и женских журналах, в молодежных. Ракурс освещения одного и того же события в разных типах изданиях может различаться в зависимости от общей направленности. Например, деловую прессу спорт интересует как бизнес, аудитории глянцевых журналов он преподносится как средство сохранения физической формы, модный тренд, средство поддержания имиджа и т.д.

Второй источник информации о спорте – специализированная спортивная печать. Ей характерны большая плотность, регулярность спортивной информации, внимание не только популярным видам спорта, направленность воздействия на аудиторию поклонников и деятелей спорта. Основное свойство специальной спортивной периодики – достоверность и качественность предлагаемой информации, так как подразумевается, что ее сбором, подготовкой, обработкой занимаются специалисты спорта, а также журналисты, которые профессионально ориентируются в этой теме.

Специализированные издания имеют узкий диапазон информации и узкую аудиторию. Они строятся на основе ограниченного тематического направления, часто одного, реже нескольких смежных видов спорта. В мире насчитывается более двухсот видов спорта, многие из которых подразделяются на отдельные дисциплины. Разнообразна классификация видов спорта, которые могут подразделять на международные и национальные, олимпийские и неолимпийские, рекреационные и экстремальные, скоростно-силовые и циклические, военно-прикладные и профессионально-прикладные, командные и одиночные, подвижные и неподвижные и т.д.

Ввиду такого многообразия видов спорта группа узкоспециализированной периодики количественно превосходит издания универсального характера, однако уступает им по тиражу и влиятельности.

В последнее время наблюдается тенденция к уменьшению формата изданий без ущерба для содержания и объема с целью повышения удобства для читателей. Для многих западных изданий нормой стал переход на таблоидный формат. Эта тенденция наблюдается и в российской прессе, например, газеты «Спорт день за днем», «Советский спорт», «Спортивная трибуна» выходят в цвете в формате А3.

Дата написания статьи: 25.11.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot