Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стилистически сниженная лексика в газетных текстах как проявление общей тенденции к демократизации речи в СМИ

Замечание 1

Стилистически сниженная лексика – это любые группы разговорной лексики, который имеют хотя бы один критерий сниженности или эмоционально-экспрессивной оценки.

Использование стилистически сниженной лексики в газетных текстах

Для современной газеты характерно стремление к разрушению «книжности» изложения, приданию ему экспрессивной окраски за счет различных изобразительно-выразительных элементов. На стилистику газетной речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации, а неограниченность тем определяет разнообразие и широту ее лексики.

Стилистически сниженная лексика как правило противопоставлена литературной норме.

Часто стилистически сниженная лексика в газетных текстах встречается в следующих группах:

  • Бытовая сфера - лексика домашнего обихода;
  • Общественно-политическая лексика;
  • Автомобильная тема;
  • Культура.

Ранее область домашнего обихода, быта считалась низким предметом и в газеты попадала крайне редко. Однако в современных СМИ часто обыденность проникает на экраны телевизоров и страницы газет. Это является наглядным проявлением тенденции демократизации средств массовой информации. Ряд изданий, главным образом, местного значения, как раз ориентированы на повседневно-бытовую тематику и конкретные нужды рядовых читателей. В таких изданиях освещаются события местного значения, например, работа коммунальных служб, открытие магазинов и т.д. Также обсуждается, где можно купить одежду, провести досуг, достоинства и недостатки бытовой техники и т.д. В газетах даже национального масштаба есть специальные рубрики, посвященные, например, садоводству и кулинарии.

Активно используется модель универбации с употреблением суффикса –к(а), которая порождает названия бытовой техники и предметов домашнего обихода (например, «микроволновка», «стиралка», «пароварка». «окномойка», «хлебопечка» и т.д.).

«Стилистически сниженная лексика в газетных текстах как проявление общей тенденции к демократизации речи в СМИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Центральное место в прессе, несмотря на множество тематически ориентированных изданий, занимает общественно-политическая сфера. Примерами использования стилистически сниженной лексики в данном случае являются:

  • Наименование участников политического процесса (СПСовец, жириновец, ЛДПРовец, яблочники, единороссы;
  • Номинации по принадлежности к ведомствам и министерствам (кэгэбэшник, гаишник, эфэсбэшник и т.д.);
  • Наименования-характеристики лиц (например, «бесплатник», «льготник», «бюджетник»);
  • Наименования явлений («сталинщина», «брежневщина» и т.д.).

Кроме перечисленных случаев, часто встречаются слова «социалка» «чрезвычайка» и т.д.

В автомобильной сфере употребление стилистически сниженной лексики наблюдается в таких случаях:

  • Разговорные обозначения лиц, которые имеют личный транспорт («восьмерочник», «грантавод», «мерседесник» и т.д.;
  • Названия автомобилей (например, «десятка», «пятерка» и т.д.);
  • Названия-характеристики (пятидверка,, трехдверка и т.д.);
  • Названия машин по стране-производителю (немец, японка, американец и т.д.);
  • Образные характеристик (например, «паркетчик», «проходимец», «внедорожник» и т.д.);
  • Составные части автомобиля (противотуманки, запаска, приборка и т.д.).

Из статей, которые посвящены области культуры, пафос практически исчез. Многие издания стараются говорить о событиях культурной жизни, музыкальных и литературных новинках в легком, даже полужаргонном тоне, который отражает стиль модных музыкальных, литературных, театральных «тусовок». В таких публикациях часто встречаются разговорные профессиональные номинации, слова, имеющие ироничный, слегка пренебрежительный оттенок, обилие экспрессивной лексики.

В таких публикациях можно выделить словообразовательный тип (например, Ленинка, Некрасовка, художка, театралка, Гнесинка и т. д.

Роль и функции сниженной лексики в газетных текстах

Разговорные слова в газетных текстах часто используются для того, чтобы придать тексту выразительность и экспрессию. Часто экспрессия имеет отрицательную окраску. Разговорная лексика хорошо подходит для выражения оттенка пренебрежения, уничижения, принижения предмета речи.

Уменьшительные формы имеют зачастую оттенок иронии.

Кроме того, употребление стилистически сниженной лексики может быть обусловлено потребностью в синонимах. Например, автор может употреблять такие слова в соседних предложениях для того, чтобы избежать нежелательных тавтологий.

Использование разговорной лексики позволяет добиться выразительности и краткости. Однако автору, перед тем, как использовать удобное короткое обозначение, следует объяснить его значение.

Особую роль в газетных текстах играют разговорные профессионализмы. Они позволяют создать особую атмосферу достоверности того, о чем идет речь, воспроизводят речевой облик описываемой журналистом среды.

Кроме того, разговорные модели часто служат функции языковой игры.

Журналисты при помощи сниженной лексики пытаются создать у читателя ощущение того, что автор публикации и герой, принадлежащий к обществу «богатых и знаменитых», являются близкими приятелями, хорошо знакомы и знают друг о друге всю правду.

Для российской прессы характерно также употребление сниженной лексики в роли знакомых, понятных читателям ярлыков. Значение такой лексемы при этом обладает яркими коннотациями и заключает емкую характеристику предмета статьи, существенно расширяя ее содержание.

Замечание 2

Сниженная лексика в журналистском тексте используется именно из-за емкости содержания и заменяет собой ряд характеризующих слов.

Также сниженная лексика употребляется журналистами для того, чтобы «разбавить» содержание информационно насыщенных статей. Разговорная лексика существенно упрощает их восприятие.

В некоторых случаях журналисты, считая сниженную лексику не совсем позволительной и уместной в данном контексте, дистанцируются от нее, заключая ее в кавычки.

Благодаря использованию жаргонной лексики журналист может наиболее ярко передать колорит определенной социальной среды, при этом подчеркивая причастность автора к описываемой ситуации, его осведомленность о жизни «теневого мира».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 25.11.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot