Медиатекст — это текст, сообщение медийного вида и жанра.
Новостные медиатексты
Среди бесчисленного множества ежедневно воспроизводимых и распространяемых средствами массовой информации текстов четко выделяются отдельные функционально-жанровые типы, обладающие устойчивыми признаками на всех уровнях – уровне содержания, формата, языка. По наличию определенного набора таких признаков разделяют четыре основных типа медиатекстов:
- Новости
- Информационная аналитика
- Реклама
- Публицистические тексты.
Эти четыре типа текстов СМИ составляют основу современной медиаречи.
Структурообразующим для медиаречи при этом являются тексты новостей. Эти тексты можно считать базовыми текстами массовой информации. Это понятие («базовый текст») основано на ряде факторов, позволяющих рассматривать конкретный тип текстов как базовый для той или иной сферы функционирования языка, ведь именно в текстах этого типа представлены основные черты и главные особенности конкретной сферы речеупотребления. Исследователи при определении новостных текстов как базовых текстов СМИ во внимание принимали следующие важные факторы.
Новостные тексты максимально полно реализуют информативную функцию массовой коммуникации и одну из основных функций языка – сообщение.
Каждое отдельное СМИ, радио, печать или телевидение, выделяет новостные тексты в определенный формат, отличающийся от формата других типов текстов.
На семантическом уровне новостным текстам характерна устойчивая микроструктура и макроструктура, которые естественным образом отражают тематическую организацию потока информации. Другими словами, новостные тексты структурируются на основе топиков, регулярно освещаемых СМИ и представляют собой когнитивную базу массовой информации. К таким устойчивым компонентам относятся:
- Политика
- Экономика
- Образование
- Культура
- Бизнес
- Спорт.
Важнейшим элементом семантической макроструктуры является деление новостных текстов на «новости из-за рубежа» и «события в стране».
На уровне языка новостным текстам характерны устойчивые лингвостилистические признаки. В этом качестве в плане синтагматики преобладают определенные структурные типы словосочетаний, присутствует значительное число тематически связанных и клишированных словосочетаний, постоянно используются текстообразующие элементы – фразы-связки, ссылки на источники информации, фразы для введения цитат. Сочетание этих признаков и фиксированной внутренней структуры, характерной для некоторых новостных текстов, позволяет говорить о глобальной клишированности.
Новостные тексты – важнейшая часть национального культурно-идеологического контекста, который является результатом культурно-речевой деятельности говорящего коллектива.
Новостные тексты насыщены словосочетаниями и словами, которые обозначают реалии и артефакты ввиду того, что рассказывают о конкретных лицах и событиях. Кроме того, для новостных медиатекстов характерна определенная идеологическая «тональность» или «интонация», понимаемая как способ интерпретации информации, которая отражает определенную систему ценностей.
Новостные тексты в печатных СМИ представляют широкий диапазон текстов, которые публикуются на газетных полосах и в журналах под рубрикой Новости». На телевидении новостные тексты – это регулярно выходящие программы новостей. Новостные медиатексты на радио представлены двумя видами: это краткие новостные сводки в начале каждого часа и 30-минутные обзоры.
Новостные медиатексты в Интернете являются относительно новой, но быстро развивающейся отраслью, которая медиаэкспертами относится к новейшим информационным технологиям.
Информационно-аналитические медиатексты
На условной шкале сообщение-воздействие вслед за новостными текстами расположены информационно-аналитические. Информационно аналитические медиатексты – это расширенный вариант новостного текста, отличающийся от него обязательным наличием аналитической части. Аналитический момент при этом имеет определяющее значение. Особенно четко стремление разграничить информацию и мнение, комментарий, оценку прослеживается в печатных СМИ.
На языковом уровне информационно-аналитические тексты отражают полный спектр лингвистических способов выражения оценки – начиная с экспрессивно-оценочных слов до сравнительных оборотов и метафор.
Публицистические медиатексты
Далее на рассматриваемой условной шкале находятся публицистические медиатексты.
В прессе статьи проблемного характера, которые посвящены устойчивым темам или связаны с текущими событиями, составляют существую часть любого издания, будь это ежедневная газета или тематически-ориентированное издание. Отличие таких материалов от остальных видов медиатекстов подчеркивается и тем, что они как правило публикуются в специально отведены страницах соответствующего раздела.
Главная особенность публицистических медиатекстов – это тематическая соотнесенность с каким-либо из устойчивых медиатопиков – образование, спорт, путешествия, социальные вопросы и т. д.
Для печатных публицистических медиатекстов характерна достаточно свободная структура, отличающаяся от фиксированной структуры новостных медиатекстов, строящихся по принципу «перевернутой пирамиды», предполагающем, что все самое важное сообщается в начале текста. А структура публицистических текстов напоминает обычную пирамиду, так как здесь окончание статьи не менее важно, чем начало.
На языковом уровне публицистические тексты демонстрируют полный спектр синтактико-стилистических средств выразительности.
Рекламные тексты
Ближе всего на шкале «сообщение – воздействие» к полюсу «воздействие» находятся рекламные тексты. Они обладают четко обозначенными признаками на всех уровнях – на языковом, на уровне содержания и на уровне формата, и потому легко выделяются среди всего общетекстового потока информации. Специфические особенности рекламных медиатекстов обусловлены их направленностью на воздействие, реализующееся и на языковом уровне, и при помощи всего арсенала медиатехнологий. Например, в целях воздействия на аудиторию печатная реклама использует лингвистические средства выразительности в сочетании с графическими, визуальными. Эффект двойного действия на радио достигается сочетанием устно воспроизводимого текста и музыкального, звукового оформления. Самой дорогостоящей и самой эффективной считается реклама на телевидении, так как она основывается на соединении трех компонентов – текста, видеосюжета и звукового сопровождения.