Имидж – это целенаправленно формируемый образ актера, политического деятеля, телевизионного ведущего, ученого, писателя и т.д. в целях ее популяризации и рекламирования.
Представление науки в современных СМИ
Во многом облик современной культуры определяют средства массовой информации. Многие исследователи, изучающие проблему влияния СМИ на современную культуру, считают, что реальность не просто отражается с помощью СМИ, а создается ими. Реальность, являющаяся исходным материалом для интерпретации СМИ, массовым сознанием воспринимается именно исходя из образов, сформированных средствами массовой информации. Это в частности позволяет говорить о высоком уровне влияния СМИ на форму представления и оценку обществом науки и образа ученого.
Представление науки при помощи средств массовой информации осуществляется на двух уровнях. На первом уровне находятся агентства научных новостей, которые выполняют следующие основные задачи:
- Просвещение журналистов в вопросах науки;
- Оказание журналистам помощи в поиске информации по научным вопросам;
- Снабжение СМИ новой информацией.
В 1999 году в России было основано агентство «ИнформНаука». Кроме того, существуют телепередачи, в которых ученые ведут критически дискуссии вокруг научных идей, классические научно-популярные издания («Наука и жизнь», «Наука в России», «Природа» и т.д., журналы узкого профиля («Квант», «Земля и Вселенная» и т. д.).
Особенность изданий этого уровня – их определенная элитарность, ориентация на высокий интеллектуальный уровень аудитории. Материалы для таких изданий готовятся учеными-специалистами, и требуют от аудитории определенного уровня компетентности. В силу этого возможности влияния таких изданий на представление о науке, складывающееся в массовом сознании современного общества, довольно ограничены. Кроме того, в современных экономических условиях будущее специализированных СМИ видится как переход на массовый уровень популяризации науки. То есть, даже специализированные СМИ при переходе из академических в научно-популярные будут должны найти компромисс между своим привычным содержанием и требованиями рынка. Однако это совсем не означает повышения уровня образованности аудитории. Скорее, наоборот. Например, английское издание «New Scientist», в качестве такого компромисса в свое содержание включило рубрику, посвященную околонаучной тематике.
К СМИ второго уровня относятся неспециализированные СМИ. Они также популяризуют научное знание, но ориентированы на широкую зрительскую и читательскую аудиторию.
Информационная политика таких изданий в отношении науки объясняется тем, что поиск и отбор сообщений происходит на основе следующих критериев:
- Сенсационность;
- Актуальность;
- Связь с локальными интересами;
- Персонализация.
Этот круг средств массовой информации является более массовым, но и более «проблемным».
Образ ученого в современных СМИ
В современных СМИ публикаций о результатах научных исследований, об ученых плачевно мало. Это объясняется и тем, что отечественный рынок профильных изданий развит недостаточно, и сама наука избегает публичности, предпочитая оставаться закрытой. Пиар-подразделения научных организаций работают недостаточно эффективно, а сами ученые неохотно идут на контакт с прессой.
Доля публикаций, посвященных науке в отечественных СМИ составляет небольшую долю от общего объема научно-образовательной информации в меди. Пресса, как правило, сосредоточена на экономических, политических, организационных проблемах науки, а не на открытиях и изобретениях. Среди публикаций преобладают статьи, в которых освещаются политические аспекты научной сферы – инициативы парламента, правительства, Минобрнауки.
Административно-политический уклон присущ не только статьям и сюжетам о науке. В современных СМИ и образы ученых предстают в административном ореоле.
В настоящее время в создании позитивного имиджа науки заинтересованы все ученые, вне зависимости от области знании или отрасли, в которых они работают. А в условиях, когда наука страдает от недостатка молодых кадров и финансирования, эта проблема становится особенно важной.
Имидж ученого, создаваемый журналистами, может быть следующим. Это исследователь в области естественных наук, который работает не в московском регионе. В статьях отслеживается позитивная оценка личности современного ученого, однако часто его образ достаточно обезличен. Как правило, читатель не получает информации о внешности и личности ученого. То есть журналисты сосредоточены на науке, но при этом не акцентируют внимание на конкретных людях. Такой перекос может привести к однобокости в освещении науки.
Образ ученого в советских СМИ
Образ ученого является одним из ключей, которыми журналисты пытаются вскрыть действительность 1920-х годов. В ту эпоху на страницах газет ученый выступает как экспериментатор, завоеватель, первооткрыватель, создатель новой реальности. Одной из ключевых черт характера ученого является стремление постигнуть и перекроить законы природы, выйти за грани возможного. Общими чертами советских ученых являются колоссальная трудоспособность, честолюбие, вера в силу науки. Они предельно сосредоточены на своих мыслях, а мыслительная деятельность их волнует сильнее, чем то, как они выглядят в глазах окружающих.
Можно выделить два образа ученого в советских СМИ. Это ученый – следопыт и ученый-завоеватель. Задачей следопыта является изучение, исследование, даже если для этого придется пожертвовать собой. Он изучает неизведанное для того, чтобы открыть новые возможности для всего человечества. Ученый – завоеватель несет новое знание, подавляя сопротивление ретроградов. Это человек действия.
Эталоном образа ученого в советское время был М. В. Ломоносов. Советская власть пропагандировала образ ученого-энциклопедиста, однако характеризовала его несколько по-иному. Происхождение ученого было особенно выигрышным в свете провозглашенной программы советской власти. Особый акцент делался на таких гранях образах, как «крестьянин-ученый», «крестьянин-академик», «ученый мужик». И это было сильнейшим и эффективным аргументом для призыва в науку сельской молодежи.