Издательское дело – это вид деятельности, специализирующейся на подготовке, создании и массовом распространении информационной продукции.
Современная издательская система России
На формирование новой издательской системы огромное влияние оказала демократизация. Уже к конку 90-х годов количество легально действующих издательств увеличилось вдвое. Основное количество издательских организаций сосредоточено в столице и Санкт-Петербурге. Такая расстановка усугубляет проблемы книгораспространения. Неравномерно распределены мощности и в издательском сообществе.
Современные издательства классифицируются по следующим признакам:
- По количественным показателям. По этому признаку издательства делятся на: крупные (выпускающие более 100 названий в год тиражом более 1 млн.экземпляров); средние (от 20 до 10 названий в год); мелкие (до 20 названий в год).
- По репертуару и целевому назначению издательства могут быть условно универсальными и специализированными (научные, учебные, научно-популярные и т.д.);
- По читательскому назначению издательства делятся на издательства для детей, для взрослых, для плохо видящих людей;
- По цели предпринимательской деятельности издательства делятся на коммерческие и некоммерческие;
- По административно-территориальному признаку издательства делятся на транснациональные, местные, региональные.
На сегодняшний день книгоиздательский бизнес можно охарактеризовать как малобюджетный и низкорентабельный.
Издательства, которые выпускают 200 и более оригинальных наименований в год, считаются крупными. Таких издательств всего несколько десятков. А средний срок возврата вложенных в производство книги средств составляет больше шести месяцев. Ввиду того, что у большинства издателей отсутствует собственная торговая сеть отпускная цена книги по пути к потребителю утраивается, а большая часть прибыли достается торговцам-посредникам.
Формы государственной поддержки изданий
Существуют две формы государственной поддержки издательств – прямая и косвенная.
Прямая поддержка – это использование государственных субсидий для осуществления отдельных издательских проектов и для развития книгоиздания в целом, а также для поддержания библиотек и книготорговых фирм, для поощрения экспорта книг. Такие системы государственной поддержки действуют в Испании, Франции, Португалии, Италии, Бразилии, Южной Корее, Канаде и некоторых скандинавских странах.
Косвенная форма государственной поддержки является основной и наиболее предпочтительной во многих странах. Средства косвенной поддержки распространяются либо на отдельные подсистемы книгоиздательской системы – учебную, научную и т.д., либо на всю систему в целом.
Наиболее важное место среди этих средств принадлежит государственной политике в сфере налогообложения. Издательства получают преимущества при уплате НДС. В некоторых странах, например, в Великобритании, Аргентине, Швейцарии, Норвегии, НДС с книжной продукции не взимается вообще, а в большинстве стран ставка НДС на книги существенно ниже, чем на остальные товары.
С развитием международного сотрудничества в сфере книгоиздания круг форм международного и государственного протекционизма постоянно расширяется.
Основы издательского дела
Термин «издательское дело» традиционно относится к распространению печатных произведений – газет и книг. С возникновением и развитием цифровых информационных систем объем данного понятия расширился за счет включения сюда электронных ресурсов, среди которых электронные версии периодических изданий и книг, блоги, вебсайты, игры и т.д.
Издательское дело включает в себя:
- Разработку;
- Редактирование;
- Приобретение прав;
- Графический дизайн;
- Печать;
- Маркетинг;
- Распространение продукции – газет, журналов, литературных произведений, книг, музыкальных произведений и программного обеспечения, а также других работ, кающихся информации.
Авторы для начала публикации своего произведения отправляют издателю письмо с предложением или запросом. Часто подобным образом поступают авторы, которые ранее не публиковались. Их рукописи проходят через редакторов, отбирающих рукописи достаточного качества и способные принести доход. Известные авторы чаще всего действуют через агента.
После того, как рукопись принята, редакторы ведут переговоры с автором о покупке прав интеллектуальной собственности, согласовывают ставки роялти.
Авторы передают издателю эксклюзивные права интеллектуальной собственности для распространения произведения на определенной территории.
После того, как будут урегулированы все коммерческие, правовые и технические вопросы, автор может внести небольшие изменения в книгу, если это необходимо для повышения качества работы. Также правки могут быть сделаны редакторами издательства, чтобы произведение максимально соответствовало стилю и требованиям рынка.
Все правки в обязательном порядке должны быть согласованы с автором. После того, как будет подготовлен окончательный текст книги, начинается процесс предпечатной подготовки. Сюда входит корректура, верстка, иллюстрирование, подготовка макета, производство негативов и т.д. Большинство этих процессы компьютеризированы.
Как правило, издатель контролирует маркетинговые и рекламные аспекты деятельности, однако аспекты производственной деятельности часто передаются подрядчикам. В небольших издательствах редактирование, верстка, корректура передаются фрилансерам.
Книгоиздательство – это предприятие с вертикальной интеграцией. Издательства редко имеют собственные печатные мощности, хотя у газет и журналов часто есть свои типографии. К печати, как правило, привлекаются сторонние типографии, а готовые тиражи издательство реализует через дистрибьюторов.
С появлением Интернета сформировался новый тип отношений между издателями, розничными торговцами и дистрибьюторами. Крупные издательства стремятся иметь собственные печатные мощности, а продукцию стараются распространять со своих веб-сайтов, таким образом исключая из цепочки дистрибьюторов и розничных торговцев.