Массовая коммуникация – это процесс распространения информации при помощи технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории.
Социальные сети и СМИ
Социальные сети позволяют решить многие задачи средств массовой информации – донесение актуальной информации до аудитории, необходимость быстрого проведения соцопросов и т.д. Большинство печатных изданий, медиа- и аудиоканалов имеют свои официальные сообщества в соцсетях. Применение социальным сетям находит и имиджеология, продвигая собственные интересы (при создании медийного образа города или региона, от которого зависит его инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность среди подобных городов или регионов).
Все эти, а также многие другие задачи помогают решить социальные сети, так как они отличаются доступностью, простотой в использовании, оперативностью размещения информации и возможностью получения обратной связи.
Социальные сети успешно решают и задачи массовой коммуникации.
Социальные сети – это универсальная публичная площадка, которая дает возможность и неформального общения, и официальных выступлений.
Участниками социальных сетей являются и государственные деятели. СМИ все чаще ссылаются на высказывания общественных деятелей и чиновников, опубликованные ими в социальных сетях. Это свидетельствует о трансформации статуса социальных сетей, которые ранее воспринимались как развлекательный ресурс, а теперь – как инструмент воздействия и влияния.
Функции социальных сетей
Социальные сети выполняют следующие функции:
- Коммуникативную;
- Развлекательную;
- Информационную;
- Коммерческую.
Главной функцией социальных сетей является коммуникация. Именно для этой цел они создавались. Марк Цукерберг, основатель «Фейсбук», говорил о том, что эта социальная сеть не создавалась для того, чтобы стать компанией. Основу «Фейсбука» составляла социальная миссия, заключавшаяся в том, чтобы сделать мир более открытым и связанным.
Каждый зарегистрированный пользователь социальной сети может вести диалог, создавать чаты и общаться на любые интересующие темы. при этом имеется возможность добавлять видео, фотографии, аудио материалы, оставлять комментарии к записям и т.д.
Социальные сети выполняют и развлекательную функцию. Наличие большого количества групп и сообществ юмористической направленности в основном направлены социальным сетям «Одноклассники» и «ВКонтакте». Некоторые группы функционируют сразу в нескольких социальных сетях, что повышает количество участников. Сюда же можно отнести и официальные страницы телеканалов и телепередач развлекательного направления. Иногда аудитория тех или иных телепередач превышает аудиторию самого телеканала. Также социальные сети предлагают пользователям широкий выбор разнообразных онлайн игр. Ярким примером этого является игра «Территория фермеров», в которую играет примерно 15 миллионов пользователей. Можно говорить о том, что социальные сети стали новой платформой онлайн игра вследствие бурного развития этой индустрии в сети Интернет.
Однако для социальных сетей как СМИ важна другая функция – информационная. Эту функцию успешно выполняют «Twitter» и «Facebook», а также группы в «Вконтакте». Несмотря на схожие технические характеристики, «Одноклассники» остается на стартовом уровне. В этой социальной сети общение носит бытовой характер и происходит в большинстве случаев между одноклассниками, родственниками. «Twitter» и «Facebook» можно назвать всецело информативными. Здесь поток новостей идет не только через сообщества и группы, но и на личных страницах пользователей.
Коммерческая функция социальных сетей заключается в продвижении товаров и услуг, повышении лояльности к товарам и услугам, их продажа. То есть социальные сети стали одним из инструментов рекламной деятельности. возможности социальных сетей позволяют любому пользователю получить прибыль. В них с этой целью работает раздел таргетинговой рекламы. Каждый пользователь может запустить интересующую его рекламу с определенным бюджетом и необходимыми характеристиками целевой аудитории.
Все перечисленные функции по-разному выполняются в каждой социальной сети. Это обусловливается индивидуальными характеристиками. Несмотря на то, что основу каждой соцсети составляет возможность коммуникации, она может строиться для разных целей и по разным принципам.
Социальные сети как новостной канал
По мере того, как происходит развитие Интернет-технологий, происходит трансформация СМИ. Особенно выделяются социальные сети. Они все чаще становятся источником новостей. Для представителей молодого поколения Facebook стоит на первом месте среди остальных медиа в качестве основного источника политической информации. для 60% американских пользователей эта социальная сеть является основным каналом новостей.
Мировые СМИ осознали значимость аудитории социальных сетей. В течение нескольких лет на рынке труда прочно обосновалась профессия SMM-менеджера. Оплачивается такой труд существенно выше работы среднестатистического журналиста. Но последние новинки рынка, а также попытки социальных сетей активно включиться в процесс создания и распространения новостного контента привели к изменениям правил в этом сегменте.
Не так давно Facebook запустил сервис Instant Articles. Он был протестирован рядом изданий и вызвал множество обсуждении и сборов. Этот сервис дает возможность создавать публикации в формате storytelling. Facebook также позволяет монетизировать продукт, то есть фактически посредством социальной сети продавать эти статьи. С одной стороны, этот сервис позволяет сделать бизнес независимым фрилансерам. Но с другой стороны, для чего СМИ собственный сайт, если есть такой сервис? Ведь сайт – это не только штат журналистов, операторов, фотографов, но и колоссальные затарты на содержание баз данных, серверов и обсуживающий их штат программистов. То есть, как некоторые эксперты говорят, это своего рода «каннибализм» - Facebook, порождая такие СМИ, «съедает» журналистику. При этом подобные СМИ востребованы его собственной аудиторией.