Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

СМИ: общее понятие, виды и функции

Определение 1

СМИ (средства массовой информации) – это совокупность периодических печатных изданий, теле-, радио-, видеопрограмм, а также иных форм периодического публичного распространения информации.

Сущность понятий «массовая коммуникация» и «СМИ»

Массовая коммуникация – это деятельность по сбору, обработке и распространению информации. В эту деятельность включены две составляющие:

  • СМИ, которые осуществляют технический процесс информации в массовое сознание;
  • Журналистика, которая собирает и обрабатывает информацию.

СМИ играют важную роль в СМК. Они являются основным средством и способом массовой коммуникации.

Замечание 1

Информация – это средство осуществления коммуникации, она актуализируется в сознании индивида различными средствами.

Коммуникация предполагает наличие сознания. Смешение понятий коммуникации и информации обусловлено тем, что циркулирующая на всех общественных уровнях информация предполагает наличие сознания, как и все социальные процессы, связанные с деятельностью человека. функция воздействия на аудиторию принадлежит коммуникации. Коммуникация реализует эту функцию с помощью информации. но массовая коммуникация не является массово-информационной деятельностью ввиду того, что проявляется через массовую информацию. Поэтому использование понятия «средства массовой информации» для обозначения канала распространения информации корректно и правильно.

Выделяют следующие виды СМИ:

  • Печатные издания;
  • Радио;
  • Телевидение;
  • Интернет.

Основные функции СМИ

Средства массовой информации выполняют следующие основные функции:

  • Информационную,
  • Культурологическую,
  • Функцию социализации,
  • Развлекательную,
  • Экономическую и т.д.

Информационная функция является основной функцией СМИ. Она заключается в предоставлении актуальной информации о различных сферах деятельности – политической, деловой, юридической, научно-технической, медицинской и т.д. Информация, добываемая и передаваемая СМИ, включает в себя не только суховее, беспристрастное освещение фактов, но и их оценку, комментирование и анализ. На основе полученной информации граждане формируют мнение о деятельности государственных органов, партий и других политических институтов, о культурной, экономической жизни общества.

«СМИ: общее понятие, виды и функции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Культурологическая функция выполняет основную познавательную задачу. Она знакомит с достижениями искусства и культуры, способствует сохранению преемственности культуры, культурных традиций. СМИ позволяют людям знакомиться с особенностями различных культур, субкультур, что развивает эстетический вкус человека, способствует снятию социальной напряженности, взаимопониманию и способствует интеграции общества. С этой функцией СМИ связано понятии массовой культуры. Однако отношение к ней в плане социальной ценности является неоднозначным. С одной стороны, несомненна заслуга СМИ в стремлении познакомить с достижениями мирового искусства широкие массы. Но с другой стороны, довольно низкий художественный уровень программ развлекательного характера и неограниченные возможности их распространения воспитывают у потребителей массовой культуры дурной вкус.

Еще одна основная функция СМИ – функция социализации. Она означает усвоение человеком ценностей, норм и образцов поведения, принятых в обществе. Эта функция дает возможность личности адаптироваться к действительности. Проявляется социальная функция в сообщении аудитории знаний, которые способствуют адекватной оценке и упорядочиванию сведений, получаемых из средств массовой информации и других источников. Сопровождая человека на протяжении всей его жизни, масс-медиа в большой степени влияют на восприятие им информации. В связи с этим у людей может сформироваться и неверное восприятие действительности.

Латентные функции СМИ

Кроме основных функций, СМИ выполняют еще и латентные функции. К ним относятся:

  • Регулирующая функция,
  • Контролирующая,
  • Функция формирования общественного мнения,
  • Функция интеграции и артикуляции,
  • Мобилизационная функция.

Регулирующая функция имеет большой диапазон влияния на массовую аудиторию – с установления контактов и до контроля над обществом. Массовая коммуникация оказывает влияние на формирование общественного сознания личности и группы, формирование общественного мнения, создание социальных стереотипов. И здесь же заключаются возможности манипулирования общественным сознанием, управления им, осуществления функции социального контроля. СМИ, в отличие от государственных контролирующих органов, не могут применять экономические либо административные санкции в нарушителям, контроль с их стороны часто является не менее эффективным, так как СМИ дают ее только юридическую оценку лицам и событиям, но и моральную. Как правило, люди принимают социальные нормы поведения, эстетические принципы, этические требования, пропагандируемыми СМИ в качестве положительного стереотипа образа жизни, формы общения, стиля одежды и т.д.

С регулирующей функцией связана функция формирования общественного мнения о каких-либо событиях, социальных институтах, политической, экономической, культурной сферы жизни общества. например, у людей формируется мнение по вопросам, которые не находят непосредственного отражения в повседневном опыте – о других странах, политических деятелях, деятелях искусства и т.д.

СМИ выполняют функцию артикуляции общественных интересов, обеспечивают представителям общественных групп возможность выражать свое мнение, искать единомышленников, объединять, сплачивать их общностью убеждений и целей, формулировать свои интересы и представлять их.

Все рассмотренные функции СМИ объединяются мобилизационной функцией либо способствуют ее осуществлению.

Мобилизационная функция выражается в побуждении людей к каким-либо действиям. Но данная функция не воспринимается исключительно как положительная. Есть множество примеров отрицательного воздействия средств массовой информации.

Дата написания статьи: 22.10.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot