СМИ (средства массовой информации) – это совокупность периодических печатных изданий, теле-, радио-, видеопрограмм, а также иных форм периодического публичного распространения информации.
Сущность понятий «массовая коммуникация» и «СМИ»
Массовая коммуникация – это деятельность по сбору, обработке и распространению информации. В эту деятельность включены две составляющие:
- СМИ, которые осуществляют технический процесс информации в массовое сознание;
- Журналистика, которая собирает и обрабатывает информацию.
СМИ играют важную роль в СМК. Они являются основным средством и способом массовой коммуникации.
Информация – это средство осуществления коммуникации, она актуализируется в сознании индивида различными средствами.
Коммуникация предполагает наличие сознания. Смешение понятий коммуникации и информации обусловлено тем, что циркулирующая на всех общественных уровнях информация предполагает наличие сознания, как и все социальные процессы, связанные с деятельностью человека. функция воздействия на аудиторию принадлежит коммуникации. Коммуникация реализует эту функцию с помощью информации. но массовая коммуникация не является массово-информационной деятельностью ввиду того, что проявляется через массовую информацию. Поэтому использование понятия «средства массовой информации» для обозначения канала распространения информации корректно и правильно.
Выделяют следующие виды СМИ:
- Печатные издания;
- Радио;
- Телевидение;
- Интернет.
Основные функции СМИ
Средства массовой информации выполняют следующие основные функции:
- Информационную,
- Культурологическую,
- Функцию социализации,
- Развлекательную,
- Экономическую и т.д.
Информационная функция является основной функцией СМИ. Она заключается в предоставлении актуальной информации о различных сферах деятельности – политической, деловой, юридической, научно-технической, медицинской и т.д. Информация, добываемая и передаваемая СМИ, включает в себя не только суховее, беспристрастное освещение фактов, но и их оценку, комментирование и анализ. На основе полученной информации граждане формируют мнение о деятельности государственных органов, партий и других политических институтов, о культурной, экономической жизни общества.
Культурологическая функция выполняет основную познавательную задачу. Она знакомит с достижениями искусства и культуры, способствует сохранению преемственности культуры, культурных традиций. СМИ позволяют людям знакомиться с особенностями различных культур, субкультур, что развивает эстетический вкус человека, способствует снятию социальной напряженности, взаимопониманию и способствует интеграции общества. С этой функцией СМИ связано понятии массовой культуры. Однако отношение к ней в плане социальной ценности является неоднозначным. С одной стороны, несомненна заслуга СМИ в стремлении познакомить с достижениями мирового искусства широкие массы. Но с другой стороны, довольно низкий художественный уровень программ развлекательного характера и неограниченные возможности их распространения воспитывают у потребителей массовой культуры дурной вкус.
Еще одна основная функция СМИ – функция социализации. Она означает усвоение человеком ценностей, норм и образцов поведения, принятых в обществе. Эта функция дает возможность личности адаптироваться к действительности. Проявляется социальная функция в сообщении аудитории знаний, которые способствуют адекватной оценке и упорядочиванию сведений, получаемых из средств массовой информации и других источников. Сопровождая человека на протяжении всей его жизни, масс-медиа в большой степени влияют на восприятие им информации. В связи с этим у людей может сформироваться и неверное восприятие действительности.
Латентные функции СМИ
Кроме основных функций, СМИ выполняют еще и латентные функции. К ним относятся:
- Регулирующая функция,
- Контролирующая,
- Функция формирования общественного мнения,
- Функция интеграции и артикуляции,
- Мобилизационная функция.
Регулирующая функция имеет большой диапазон влияния на массовую аудиторию – с установления контактов и до контроля над обществом. Массовая коммуникация оказывает влияние на формирование общественного сознания личности и группы, формирование общественного мнения, создание социальных стереотипов. И здесь же заключаются возможности манипулирования общественным сознанием, управления им, осуществления функции социального контроля. СМИ, в отличие от государственных контролирующих органов, не могут применять экономические либо административные санкции в нарушителям, контроль с их стороны часто является не менее эффективным, так как СМИ дают ее только юридическую оценку лицам и событиям, но и моральную. Как правило, люди принимают социальные нормы поведения, эстетические принципы, этические требования, пропагандируемыми СМИ в качестве положительного стереотипа образа жизни, формы общения, стиля одежды и т.д.
С регулирующей функцией связана функция формирования общественного мнения о каких-либо событиях, социальных институтах, политической, экономической, культурной сферы жизни общества. например, у людей формируется мнение по вопросам, которые не находят непосредственного отражения в повседневном опыте – о других странах, политических деятелях, деятелях искусства и т.д.
СМИ выполняют функцию артикуляции общественных интересов, обеспечивают представителям общественных групп возможность выражать свое мнение, искать единомышленников, объединять, сплачивать их общностью убеждений и целей, формулировать свои интересы и представлять их.
Все рассмотренные функции СМИ объединяются мобилизационной функцией либо способствуют ее осуществлению.
Мобилизационная функция выражается в побуждении людей к каким-либо действиям. Но данная функция не воспринимается исключительно как положительная. Есть множество примеров отрицательного воздействия средств массовой информации.