Общественно-политические издания в годы первой русской революции – это мощный социальный инструмент оказания сильного идейного, психологического, организационного воздействия на классовую борьбу, общественные классы, социально-экономическую, духовную жизнь России.
Отечественная журналистика в 1905 году
После трагических событий января 1905 года русская печать лишилась возможности публиковать о них какие-либо материалы, кроме официальных сообщений. Многие материалы были конфискованы полицией, проводившей обыски в помещениях редакций. Газеты и журналы тогда начали своеобразную забастовку. Собранием представителей изданий «Новости», «Русь», «Биржевые ведомости», «Новое время», «Право», «Слово», «Наборщик» было принято заявление, в котором говорилось, что эти издания не согласны с цензурными запретами.
Для отечественной периодики этого времени самым острым вопросом стал вопрос свободы печати. В октябре 1905 года по инициативе газеты «Наша жизнь» в Петербурге был организован Союз в защиту свободы печати, в который вошло около 36 изданий разного направления. Первые заседания этого союза проходили в редакции газеты «Наша жизнь».
17 октября прошло несколько собраний Союза, так как было необходимо возобновить печать газет, ибо выпуски были приостановлены из-за всеобщей стачки. Но переговоры со стачечным комитетом были неудачными. Газеты по-прежнему не моги выходить. Они не могли даже опубликовать текст Манифеста – это удалось сделать только официальному изданию «Правительственный вестник». Частные же газеты были вынуждены искать другие пути. Например, «Новое время» напечатало текст на машинке и вывесило его в окне редакции. А «Русское слово», типографские рабочие которого не принимали участие в стачке, тоже не могло выйти ввиду того, что оказалось без электричества.
19 октября представители нескольких петербургских газет встретились с Витте. Они выдвинули следующие требования:
- Всеобщая амнистия;
- Свобода печати;
- Удаление генерал-губернатора Трепова.
В это время вся пресса – и «правая», и консервативная, и либерально-демократическая придерживалась антиправительственных настроений.
В ноябре 1905 года вышел указ о «Временных правилах о повременных изданиях», упразднявший предварительную цензуру для печатных изданий. Это стало крупным достижением этого революционного года.
После подавления восстания стало ясно, что самодержавию удалось выстоять. Началось наступление на прессу. В марте 1906 года появился указ «Об изменении и дополнении Временных правил о периодической печати», который ужесточил наказания и представил систему арестов номеров журналов и газет в качестве основного метода борьбы с печатью.
Сатирическая журналистика в годы первой русской революции
Первая русская революция вызвала колоссальный рост числа сатирических журналов. В период с 1905 по 1907 гг. выходило около 400 еженедельников, наполненных фельетонами, карикатурами, сатирическими стихами и песенками.
Первым сатирическим изданием стал «Зритель». Сатирическая журналистика, зародившись летом, к осени достигла расцвета и стала успешно конкурировать с газетной прессой. Особенно популярными были следующие журналы:
- «Пулемет»
- «Сигнал»
- «Жупел»
- «Маски».
В основной своей массе журналы были беспартийными, однако находились в центре политических слухов, скандалов, разговоров. Например, на обложке первого номера журнала «Пулемет» был изображен кровавый отпечаток ладони на тексте манифеста от 17 октября. Рисунок был подписан: «К сему листу свиты его величества генерал-майор Трепов руку приложил». В журнале существовало разделение труда – темы и текст для рисунков подбирал сам Шебуев, а выполнял рисунки И. М. Грабовский. Просуществовал журнал около двух месяцев, затем по приказу правительства его закрыли, а Шебуева заключили под стражу.
Помимо беспартийных журналов выходили и рабочие сатирические издания. Популярностью пользовался журнал «Свобода», издателем которого являлся С. И. Чепурин, а редакторами А. М. Гутьяр и С. М. Усас. Журнал заявил о том, что принимает программу партии социал-демократов. В 1906 году, после закрытия «Свободы», вышло два номера журнала «Девятый вал», издателем которого был С. И. Чепурин.
В 1907 году начал издаваться сатирический журнал «Балда». Всего вышло три номера этого журнала. Сотрудниками «Балды» были сами рабочие. После закрытия этого журнала на смену ему пришел «Топор».
В 1907 году стал выходить черносотенный журнал «Кнут».
В сатирический изданиях 1905-1907 гг. на первом плане находилась карикатура, рисунок. Нередко живописная часть формировала журнал, а текст лишь дополнял рисунки. Именно поэтому было важно привлечь к участию в журнале хороших художников. Например, сатирические издания «Жупел», «Жало» оформляли такие известные художники, как В. Петров, Е. Лансере, И. Билибин, в их создании принимали участие и именитые писатели – И. А. Бунин, А. М. Горький, К. Д. Бальмонт, А. И. Куприн, и другие. Предметом сатиры являлись тупоумная и реакционная бюрократия, военно-полицейские метод управления государством, придворная камарилья. При этом карикатуристы и сатирики не щадили и личности самого императора.
А. Аверченко в эти годы издавал сатирические журналы в Харькове – «Штык» и «Меч».
Партийно-политическое оформление легальной журналистики
Политическое самоопределение журналов и газет в годы первой русской революции было связано в первую очередь с появлением легальных политических партий. Периодические издания начинают публиковать партийные программы, возникают официальные печатные органы партий и издания, поддерживающие их.
Создание партий, появление партийной прессы сделали систему отечественной журналистики разнообразной, напоминающей западноевропейскую политическую прессу. Однако даже при одинаковой партийной ориентации разные журналы и газеты сохраняли свои собственные взгляды, которые не совпадали с другими в оттенках и нюансах. Официальные и неофициальные центральные печатные органы становились чисто партийными. В основном это были газеты. К концу революции общественно-политические журналы и газеты поняли, что партийная принадлежность существенно уменьшает количество читателей. Осознание такого факта привело журналистику к отказу от признания связей с партиями. Кроме того, скрывать свои партийные симпатии стало необходимо и из-за цензуры, усилившейся после 1907 года.