Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль журналистики в современном обществе

Журналистика – это деятельность по сбору, обработке и распространению информации при помощи СМИ.

Журналистика в современном обществе

Журналистика – одна из древнейших профессий в мире, ведь люди во все времена нуждались в получении информации. В современном мире существует множество способов передачи, прослушивания и просмотра новостей. Человечество зависимо от информации.

Журналистика – одна из немногих профессий, требующих от человека не только творческих, интеллектуальных и ораторских способностей, но и этичности и человечности. Журналист должен иметь талант в области литературы, иметь интерес к жизни, желание работать в этой области, интерес к тому, что он пишет и говорит. Журналист – это не только профессия, но и образ жизни.

Замечание 1

Основная функция журналистики неизменна – предоставление информации.

В современном мире, когда большая часть новостей сообщает о негативных событиях, когда вовсю ведется информационная война, человеку хочется получать радостные вести. Возможно, именно поэтому рейтинги развлекательных программ растут с каждым днем. В таких программах актуальные проблемы рассматриваются в несколько другом ракурсе – с юмором и шутками. И в некоторых случаях разного рода проблемы решаются гораздо быстрее, если на эту тему заговорят СМИ. СМИ выносит на широкую аудиторию те события, которые происходят в стране, проблемы, которые необходимо решить и которые волнуют общественность. В то же время журналисты освещают жизнь самых разных семей из разных социальных слоев, ведь есть семьи, которым необходима помощь других. В этих случаях после выхода репортажа или статьи всегда находятся люди, готовые помочь, и журналистика в этом случае объединяет людей на одной проблеме. В современном мире жизнь без СМИ нельзя представить, они сопровождают человека на каждом шагу. Именно журналистика заставляет общество задуматься над тем, какую информацию оно хочет получить. Другими словами, журналистика ориентируется на общество, а общество ориентируется на средства массовой информации.

«Роль журналистики в современном обществе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Социальные функции и миссия журналиста в современном обществе

В России и на Западе сложились четыре основные интерпретации социальной миссии журналистики, учитывая то, что эта профессия относится к так называемым свободным и носит ярко выраженный публичный характер.

Базовые модели журналистики:

  • Модель «четвертой власти»
  • Модель социальной ангажированной журналистики
  • Информационная модель
  • Журналистика как медиатор.

Первая модель – модель «четвертой власти». Здесь журналистская корпорация рассматривается как независимый и сравнительно автономный социальный институт, вовлеченный в управление обществом. Журналисты выполняют определенную функцию противовесов и сдержек всех ветвей власти.

Модель социальной ангажированной журналистки рассматривает средства массовой информации как орудие защиты гражданских прав, как средство выражения интересов всех структур гражданского общества, к которым относятся предпринимательские, профессиональные, потребительские объединения и союзы, религиозны и культурные движения и организации, органы общественного самоуправления, институты рынка, молодежные, женские, благотворительные организации и т.д. Средства массовой информации как средство коммуникации и информации позволяют членам общества понять свои интересы и одновременно с этим контролировать власть с позиции обеспечения беспрепятственной реализации этих интересов и прав.

Третья модель – информационная. В основе этой модели лежит мнение, что «факты говорят за себя», а обязанность журналиста – информирование без оценки. Другими словами, предполагается, что журналист – беспристрастный информатор, не имеющий гражданскую позицию. Такой подход небезоснователен. Вопрос о том, есть ли у журналиста право на оценку, достаточно сложен. Часто возникает так называемый «парадокс оценивания», когда одобряется только моральная самооценка. И очень часто случается, что со стороны прессы в качестве судей выступают далеко не безупречные с точки зрения морали люди.

Однако эта модель вряд ли на практике реализуема, так как не бывает чистой безоценочной информации. В силу особенностей социальной коммуникации в любой констатации содержится оценка. Чистая информация невозможна еще и по той причине, что средства массовой информации существуют в социальном контексте и, как и другие социальные институты, испытывают на себе проявления и влияния социальной жизни общества.

Замечание 2

Существует понятие «объективный журнализм», подразумевающий непредвзятые, достоверные репортажи с места событий без каких-либо авторских оценок и мнений.

Четвертая модель – СМИ как посредник. В этом случае средства массовой информации являются площадкой, где организуется и постоянно поддерживается общественный диалог, целью которого является достижение баланса сил в обществе. Это взвешенная и реалистическая концепция, где средства массовой информации не претендуют на власть, но при этом являются необходимым и важным элементом общественного процесса.

Однако эта модель журналистика тоже является «властной» моделью. Однако эта власть отличается от «четвертой власти». Понимание журналистики как «четвертой власти», ставшее традиционным, вызывает возражения, так как исходит из представлений о «непорочности» журналистской деятельности, преувеличивая возможности средств массовой информации, но с другой стороны – затемняя их зависимость от остальных социальных факторов: о различных группировок, от реальной власти, от финансовых, экономических интересов.

Поэтому ответ на вопрос о роли журналистики в современном обществе, настаивающей на свободном потоке информации, должен принимать во внимание не только государственное вмешательство, но и проблемы, которые связаны с неконтролируемой концентрацией и ростом масс-медиа в частном секторе.

Таким образом, в современном мире журналистика, как и прежде, является «рупором общества», однако технологическое развитие привело к тому, что аудитория получила свой собственный голос, который следует учитывать.

Дата написания статьи: 26.04.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot