Журналистская деятельность – это деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной социальной информации.
Феномен инфотейнмента
Развлекательное телевидение, как и информационно-аналитическое, является важным фактором социального ориентирования зрителей, выработки их моделей поведения и этических принципов. Развлекательные передачи делятся на:
- Ток-шоу;
- Реалити-шоу;
- Викторины;
- Хроники;
- Шоу.
Феномен инфотейнмента является одной из важнейших составляющих современного вещания. Его действие осуществляется по формуле «информация + развлечения», то есть основная информация преподносится в форме развлечения. Инфотейнмент проникает почти во все сферы телевизионного и радио процесса. Информационные программы транслируются с определенной долей развлекательности для того, чтобы они стали интереснее и доступнее для понимания.
Специфика деятельности журналиста зависит от жанра создаваемого продукта, его концепции, цели, формата.
После развала СССР в отечественной журналистике произошел ряд существенных изменений. В эфире телевидения и радио появились новые виды передач. В их числе и развлекательные: хит-парады, ток-шоу, реалити-шоу. Популярным и модным стал формат «авторская программа». Одно из завоеваний современных средств массовой информации, помимо отмены цензуры, - раскрепощение личности. Журналист получил право распоряжаться материалами в эфире и возможность контакта со своей аудиторией.
Роль журналиста в создании развлекательной программы
В развлекательных программах важная роль принадлежит ведущему. Он должен уметь, не делая выводов и не предлагая готовых решений, представлять весь спектр взглядов, мнений, актуализировать рассматриваемую проблема, сделать ее важной и значимой не только для участников своей программы, но и для зрителей. Ведущий должен обладать рядом определенных личностных и профессиональных характеристик. Он должен быть привлекательным внешне, симпатичным, при этом внешность журналиста должна совпадать с представлениями о приемлемом для массового зрителя «среднем» типе.
Большое значение имеет и поведение ведущего. Он должен держаться смело и свободно, но при этом не выглядеть развязным. Ведущий развлекательной передачи должен излучать достоинство и уверенность, при этом не создавая впечатления самодовольства. Он должен быть эрудированным, разбираться в предмете, который обсуждается. Кроме того, он должен обладать приятным голосом и иметь четкую, ясную дикцию. Для ведущего очень важно уметь владеть голосом. Интонации шоумена должны быть выразительными, их диапазон – широким. Ведущему не следует заигрывать со зрителем, но он должен уметь играть на его чувствах и воображении – это является главной задачей шоумена.
Для ведущего развлекательной передачи важно быть динамичным, уметь работать внутри аудитории.
Отличительная черта ток-шоу – присутствие в студии зрителей.
Это обычные люди, которые имеют право принимать непосредственное участие в происходящем – высказывать свое мнение, задавать вопросы. Поэтому для того, что искусно вести беседу, ведущему важно иметь артистические качества. Профессия ведущего развлекательных передач требует определенных навыков. Поэтому часто в качестве ведущих таких передач приглашают известных артистов и актеров (например, М. Пореченков - «Запретная зона», Е. Яковлева - «Что хочет женщина», Д. Нагиев - «Окна»). Также ведущими телепередач, в том числе и развлекательных, часто становятся опытные журналисты (например, В. Соловьев, В. Познер, С. Сорокина).
Основным требованием к журналисту при создании развлекательной передачи является умение найти интересную, необычную, занимательную информацию, взглянуть на происходящее под другим углом. Особое внимание уделяется умению журналиста найти интересные детали. Также журналист заботится об элементах драматургии и композиции материала.
Как организатор развлекательной программы, журналист привлекает к сотрудничеству представителей различных сфер общественной деятельности. в развлекательных программах часто участвуют звезды кино, эстрады, моды. В таком случае ему необходимо найти к ним подход, заинтересовать, уговорить принять участие в передаче, подготовить к эфиру. А в случае с реалити-шоу экстремального характера (например, «Большие гонки», «Последний герой») эта задача существенно усложняется.
Как организатор развлекательных ток-шоу, журналист постоянно находится в поиске интересных людей. Также он обеспечивает наполняемость студии. Журналист должен пригласить достаточно зрителей и уделить внимание гостям передачи.
Нередко журналисту приходится выступать в роли продюсера развлекательных телепрограмм. В этом случае он должен организовать финансирование проектов, а также их продвижение в СМИ. Журналист обосновывает целесообразность предложенных проектов, их художественное значение, а также прибыльность и окупаемость. Журналист организует разработку планов реализации утвержденных проектов, принимает участие в подборе кадров, координирует деятельность всех сторон, заинтересованных в проекте. Также журналисту приходится быть организатором работы по проведению рекламной кампании по разработанным проектам телепередач.
Продюсеру развлекательных программ необходимо разбираться в законодательстве о СМИ, маркетинге, менеджменте, технических средствах телевещания, формах и методах проведений рекламных кампаний. Журналист должен знать о передовом отечественном и зарубежном опыте производства развлекательной телепродукции, находить новые проекты, сотрудничать с авторами.
Не всегда журналистская деятельность является авторской. Часто журналист участвует в организации информационных потоков. Нередко он работает с представителями самых разных профессий. Также журналист выступает в роли модератора и редактора, отвечая на письма и комментарии зрителей.
Таким образом, журналист непосредственно включен в массовый информационный поток. Он постоянно придумывает новые ходы, совершенствует сове мастерство.