Структурные особености СМИ
До периода Перестройки средства массовой информации имели одну основную коммунистическую идеологию. Согласна ей осуществлялась активная пропаганда марксистско – ленинских идей. Кроме того, средствами массовой информации пропагандировались и прочие ценности: воспитание нового человека, формирование социалистического образа жизни и сильная критика ценностей, которые принадлежали Западу. Все установки не только формировали содержание имеющихся в стране периодических изданий, но и их структурные особенности:
- Способы общения с читательской аудиторией;
- Направленность издания;
- Формирование общественного мнения;
- Жанровые особенности средств массовой информации.
Вся материальная и духовная жизнь человека той России была пронизана концепциями, идеями и разнообразными программами.
Современное российское общество и средства массовой информации
В современном российском обществе имеют место быть самые разные идеологические направленности, которые не допускают никакого приоритета государства. Данные особенности подтверждаются статьей 13 Конституции Российской Федерации, в которой говорится о том, что никакая идеология не может быть установлена и признана обязательной или носить государственный характер. В результате этого имеющаяся идеология может нести в себе концептуально – теоретические или систематизированные знания. Здесь имеются положения, интересы и ценности общества, а также формируются перспективы и динамика социального развития.
Последние несколько лет в российской журналистики и литературе было запрещено использовать два слова: пропаганда и идеология. Сегодня пропаганда сохранила свое словесное значение, идеология стала носить новое определение. Идеология позволяет мобилизировать сознание нации и учитывать политическую обстановку в стране.
Чтобы измерить эффективность публикаций средств массовой информации общества нужно использовать вместе все знания, убеждения, волевые усилия и эмоциональное состояние. Социальные функции журналистики всегда были весьма привлекательны для теоретиков. Социальные функции изданий довольно долгое время ориентировались на ленинское определение, в котором говорилось о том, что газета является коллективным организатором, агитатором и пропагандистом. С 1970 – х годов социальные функции средств массовой информации значительно расширились:
- Просветительская, информационная, регулятивная, воспитательная и гедонистическая в 1969 году.
- Пропагандистская, организаторская, политическая и воспитательная и управленческая в 1975 году.
- Регулятивная, интегративная, воспитательная, престижная, тонизирующая, ориентационная, духовная и управленческая в 1983 году.
- Информационная, образовательная, идейно – воспитательная, культурная, развлекательная, духовная в 1990 годах.
Современные социальные функции периодических средств массовой информации формируются в результате потребностей читательской аудитории. К основным функциям можно отнести: информационные, идеологические, культурные, воспитательные, культурно – просветительские, рекламные, справочные, развлекательные. В некоторых журналистских материалах можно найти отражение духовной, коммуникативной, экономической и регулирующей функций.
Сегодня средства массовой информации выделяют и отдельный социальный субъект – журналистов. Именно они получают иные более специфические социальные функции из опубликованных материалов: творческая функция, должностные обязанности, общественный долг.