Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические аспекты объективности и предвзятости СМИ

Определение 1

Прецизионная журналистика – это журналистика фактов.

Объективность СМИ

Стремление к объективности в процессе развития журналистики привело ее представителей к убеждению, что обеспечение такой объективности возможно только на уровне «прецизионной журналистики» или «журналистики фактов». Основу такой журналистики составляет теория объективной журналистки У. Риверса. Сторонники этой теории считают, что преподнесение аудитории исключительно фактов является серьезным препятствием манипулированию аудиторией со стороны СМИ.

Данное направление журналистки зародилось в США и должно было заменить «традиционную журналистику». Однако такой замены до сих пор не произошло.

В современном обществе часто говорят об ангажированности прессы и необъективности, даже продажности журналистов. Естественно, это вызывает недоверие аудитории. Свободная, независимая пресса является неотъемлемой составляющей демократического общества. Однако в реальности достаточно часто приходится слышать о политических предпочтениях и потенциальной предвзятости журналистов.

Главным из всех профессиональных качеств журналиста является объективность. Она не означает в данном случае научную или математическую точность. Скорее, это освещение событий, исключающее эмоции и отделяющее факты от мнений. Часто журналистская объективность ассоциируется со структурой написания текста, с «перевернутой пирамидой», когда факты располагаются в соответствии с их важностью сверху вниз.

Объективность для многих рассматривается как точное освещение событий и фактов в виде беспристрастного описания. Однако в последнее время в теории объективности стала допускаться аналитическое освещение фактов и событий. Такое освещение выходит за границы беспристрастного описания. То есть, в современную журналистику допускается субъективность.

Замечание 1

По мнению американского исследователя СМИ Дж. Мэррилла, журналистская объективность практически невозможна.

Он считает, что «объективная» статья должна быть беспристрастной, непредвзятой, написанной без ошибок и с хорошим знанием предмета. Она должна полностью соответствовать реальной действительности, отражать правду. Однако ни один журналист не может знать всей правды, и ни один материал, по мнению исследователя, не может точно соответствовать действительности. Мэррилл подчеркивает, что статья, написанная журналистом, означает намного больше, чем выражено словами.

«Психологические аспекты объективности и предвзятости СМИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Помимо того, что объективность журналиста ограничивается несовершенством языка, на творчество оказывают влияние следующие факторы:

  • Опыт журналиста;
  • Физическое состояние;
  • Эмоциональный настрой;
  • Образование;
  • Воспитание;
  • Система ценностей и т.д.

Журналист субъективен еще и по той причине, что он сам выбирает тему для своего материала, отбирает факты и рассматривает их со своей точки зрения. Индивидуальность журналиста неотъемлемо присутствует в материале. Именно журналист решает, какую часть материала следует сократить. На чем заострить внимание, где использовать прямую речь, что перефразировать.

Таким образом, требование объективности, являющееся главным в кодексах журналисткой этики, в реальности выполнить сложно, так как в первую очередь журналист - это личность. Существует три основных характеристики объективности как метода:

  • Необходимо отделять факт от мнения;
  • Необходимо стремление к сбалансированности и точности, которое дает обеим сторонам высказать свою точку зрения;
  • Необходимо эмоционально отстраненное освещение событий.
Замечание 2

Таким образом, субъективность журналиста – это следствие мировоззрения, убеждений, позиции пишущего.

Предвзятость в СМИ

Предвзятостью в СМИ называют необъективность журналистов или новостных продюсеров в СМИ в отборе новостей и событий для освещения и способе подачи информации.

Замечание 3

Под термином «предвзятость средств массовой информации» подразумевается повсеместная и широко распространенная необъективность, противоречащая журналистской этике и не являющаяся проявлением индивидуальности автора.

Степень предвзятости СМИ и ее направление в разных странах широко оспаривается.

Практические ограничения объективности средств массовой информации включают отсутствие у журналистов возможности освещать все факты и истории. влияние правительства, цензура, открытая и скрытая, серьезно влияет на предвзятость в СМИ в ряде стран, например, в Северной Корее. Еще одним фактором, который приводит к необъективному представлению информации, являются рыночные условия. Сюда относятся:

В так называемой «журналистике мнений» журналист при создании текста опирается на разные сведения, полученные, в большинстве случаев, от других людей. Для журналиста главное не просто описать, зафиксировать факт, а опираясь на них определить тенденции развития обсуждаемого явления, установить причины, вынести оценки и т.д. При этом журналист необходимые данные получает опосредованным путем, обращается к разным источникам. В этом случае ему приходится не просто применять данные своего познания или свои логические умозаключения, но полагаться на социальную ответственность, квалифицированность источника, его готовность обеспечить журналиста полными и точными данными. Однако и это не может гарантировать достоверности сведений.

Достижению объективности информации могут мешать некоторые другие проблемы. Одна из важнейших, по мнению исследователей, заключается в том, что сама по себе объективность информации не является гарантом объективности публикации, так как журналисты могут представлять ее в искаженном виде.

«Прецизионная журналистика», по мнению исследователей, могла бы решить эту проблему. Однако манипулировать аудиторией можно не только излагая мнения экспертов, авторов и т.д. Этого можно достичь и путем публикации только фактов.

В современной журналистике многих стран наблюдается коммерческий подход, когда ради продажи информационного продукта журналисты создают привлекательную для аудитории «реальность».

Дата написания статьи: 13.08.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot