Психологическая культура журналиста – это психологическое познание себя как профессионала и личности.
Понятие психологической культуры журналиста
Существует несколько определений понятия психологической культуры журналиста. Согласно первому определению, психологическая культура журналиста – это познание себя как профессионала и как личности. Профессионализация приводит к формированию специфического внутреннего мира, журналистского ракурса видения мира, имиджа и соответствующего стиля поведения и образа жизни.
Согласно другому определению под психологической культурой журналиста понимается знание психологии людей, их поведения, проникновение в сознание других в ходе межличностного общения, овладение психологическими методами воздействия на сознание массовой аудитории и ее поведение. Это умение журналиста строить интерактивные и диалогические отношения с аудиторией.
Психологическая культура журналиста понимается как парадигма профессионального мышления, форм журналистского творчества и труда, плюрализма и толерантности, самореализации, самоидентификации, адекватное отражение мира.
Еще одно определение, согласно которому психологическая культура журналиста – это изучение социально-психологических законов, которые дают системное представление о закономерностях психологических процессов, находящихся в основе жизни общества, массовой коммуникации, общественных явлений, индивидуального творчества.
Компоненты психологической культуры журналиста
Журналист в процессе овладения психологической культурой проходит те же этапы, которые проходит индивид в ходе становления личности при вхождении в новую социокультурную среду. Эти этапы в психологии описываются как:
- адаптация,
- индивидуализация,
- интеграция.
Адаптация – это овладение новыми социальными ролями и знаковыми системами. Индивид, начав изучение журналистики, постигает ее теорию, этику и т.п.
Под индивидуализацией понимается обособление индивида, которое вызвано потребностью в персонификации. Здесь человек сталкивается с проблемой поиска собственной индивидуальности.
Эта проблема решается на стадии интеграции. Интеграция – это достижение баланса между личностью и обществом.
На каждом из этих этапов социализации личность получает информацию о реальной действительности, об обществе. Главным источником такой информации является общение.
Анализ психологических качества журналиста невозможно провести без рассмотрения специфических особенностей его деятельности.
Процесс формирования профессионализма включает в себя два элемента – журналист более полно включается в систему отношений профессионального сообщества, усиливаются его связи с ним. а профессия меняет внутренний мир журналиста – так он сможет эффективнее осуществлять свою деятельность.
Становление «Я» происходит в течении всей жизни. В самосознание входят следующие три компонента:
- Познавательный компонент – это знания о себе;
- Эмоциональный компонент – оценка себя;
- Поведенческий компонент – это отношение к себе.
В современном мире широкое распространение получило общение массовое. Однако общение посредством технически средств не может заменить непосредственное общение.
Многие средства массовой информации создают иллюзию общения. Характерная особенность современного общения – это увеличение доли квазиобщения. Общение является важным процессом, формирующим личность журналиста и его психологическую культуру.
Еще одним важным составляющим психологической культуры журналиста является самоподача. Ее можно связать с проблемой персонификации. При этом важным является такое понятие, как личная дистанция.
Для журналиста значимым понятием является самоактуализация – это центральное понятие гуманитарной психологии, означающее стремление к реализации всех способностей и возможностей, заложенных в человеке.
Фундаментальным явлением для журналиста является самотрансендентация – ориентированность на нечто, что не является им самим, на кого-то или на что-то.
Эрих Фромм обсуждает два типа ориентации – ориентацию на бытие и ориентацию на обладание. Ориентация на бытие – это вписание себя в мир, приближение мира к своим идеалам. Ориентация на обладание – это подчинение мира себе. если рассматривать деятельность журналиста, то в одном случае он стремится реализовать жизненные цели, в другом – зависит от внешних обстоятельств. Между данными типами есть множество промежуточных.
Еще одним важным фактором для журналиста является обретение социального статуса. Он заключается в хорошей должности, признании, большой зарплате.
Любое явление реальной действительности, которое освоено в человеческой деятельности, приобретает смысл и значение для социальной жизни общества и отдельно взятой личности, то есть становится ценностью. Выделяют следующие группы ценностей:
- Эталоны. В их качестве выступают социокультурные образования;
- Явления, которые имеют социокультурное содержание;
- Идеалы, которые выражают сущность человека.
Регулятивно-смысловая сфера журналиста – это многослойная система, имеющая смысловое ядро, вокруг которого на разном расстоянии «вращаются» отдельные смысловые составляющие. Профессиональные и социально – психологические представления журналиста возникают в результате рефлексии по поводу своего творчества. В ходе этих рефлексий происходит осмысление внешних и внутренних личностных форм профессионального поведения.
Профессиональное самосознание – это средство самоопределения и саморегуляции. Движущая сила профессионального самосознания – индивидуальная и профессиональная практика журналисткой деятельности.
Рефлексия – это понимание журналистом законов своей профессиональной деятельности. Она предполагает серьезное отношение журналиста к своей профессии. При этом самосознание связано с научно-эмоциональным отношением к себе.
Самооценка – фундаментальный компонент самосознания. Содержание самооценки связано с оценкой журналиста в профессионально-творческой среде и с особенностями самого журналиста.
Таким образом, формирование психологической культуры журналиста происходит под влиянием следующих факторов:
- Познание себя как профессионала и как личности;
- Изучение психологии людей;
- Овладение психологическими методами воздействия на поведение и сознание аудитории;
- Формирование профессионального мышления;
- Изучение социально-психологических законов, которые дают представление о закономерностях психологических процессов, находящихся в основе жизни общества.