Целевые аудитории СМИ – это группы потребителей продукции этих СМИ, сегментированные по принципу целевого маркетинга.
В настоящее время печатные средства информации утрачивают свою актуальность. Связано это, в первую очередь, с тем, что многие люди привыкли пользоваться интернетом, и теперь не читают журналов и газет. Тем не менее, несмотря на современные тенденции, печатные издания продолжают выпускаться, а их создатели стараются привлечь как можно больше читателей.
Аудитория СМИ относится к типу массовой аудитории.
Причины уменьшения аудитории печатных СМИ
Основная причина уменьшения аудитории печатных СМИ заключается в массовом распространении интернета. Именно в связи с этими обстоятельствами все большее количество людей предпочитает пользоваться интернетом и не покупать бумажные газеты и журналы. Во-первых, это не всегда удобно (нужно куда-то идти, чтобы их купить), во-вторых – требует лишних денежных затрат, в-третьих – предполагает ограниченный выбор информации, в то время как на просторах сети ее очень много. Неудивительно, что большинство людей отдает предпочтение именно интернет-источникам.
Чтобы исправить ситуацию, печатные СМИ стремятся завоевать как можно больше читателей, создавая уникальные заголовки и предлагая достоверные материалы. Наряду с этим они используют все доступные методы рекламы, в т. ч. в интернете, предлагают лояльные условия подписки и т. д. Несмотря на это, количество читателей продолжает снижаться.
Первая печатная газета вышла в 1702 году на основании указа Петра Первого, это были «Ведомости о военных и иных делах…». В течение двух последующих столетий печатные средства массовой информации активно развивались. Стоили они недорого, а информация, предлагаемая в них, всегда была свежей, достоверной и интересной. Однако в связи с появлением в настоящее время интернета печатные источники стали отходить на второй план.
Тем не менее, печатные СМИ вряд ли когда-либо выйдут из моды, и тому есть несколько причин:
- простота чтения;
- удобство использования;
- эксклюзивная информация;
- оригинальное оформление;
- возможность использования не только текста, но и материальных инструментов.
Сегодня печатные издания классифицируются разными способами. В зависимости от географического распространения выделяют транснациональные, общенациональные, межрегиональные классы. По типу доставки к читателю отмечают платные и бесплатные издания. Исходя из предмета обсуждения (тематики), различают издания экономического, экологического, медицинского строительного характера и т. д. В соответствии с целью публикации они могут быть литературными, публицистическими, а также культурными, развлекательными, художественными.
Способы исследования ЦА в печатных СМИ
Проведение исследований целевой аудитории играет важную роль, в первую очередь, для самих исследовательских домов. Это нужно для того, чтобы провести сравнительную аналогию с конкурентами и определить динамику последователей тех или иных изданий в течение определенного отрезка времени (месяца, года, пятилетия и т. д.). В решении этой задачи также имеют интерес всевозможные агентства по рекламе, которые обязательно должны владеть информацией об охвате ЦА и ее основных предпочтениях.
Что касается самих методов исследования, они представлены несколькими разновидностями:
- посредством личного опроса (проведение персональной беседы при отсутствии посторонних лиц, не имеющих отношения к анкетированию);
- посредством использования измерительной техники.
На основании полученных данных формируются определенные результаты, которые позволяют исследователям понять, как часто и как долго читатель знакомится с материалами, и планирует ли он делать это в будущем.
Параметры оценки
Существует несколько показателей, которые обязательно должны быть задействованы в процессе проведения анализа:
- год создания газеты или журнала;
- тираж, которым происходит выпуск;
- периодичность публикации изданий;
- представители целевой аудитории;
- цена;
- возможные пункты покупки.
По каждому параметру ставится определенный оценочный балл, а затем они суммируются и делятся на общее число, чтобы отыскать средний показатель. Именно он и является определяющим в отношении каждого конкретного издания. Рассчитав его для нескольких источников информации, можно понять, какой из них пользуется спросом больше, а какой – меньше.
Особенности определения ЦА для печатных СМИ в настоящее время
Чтобы определить людей, которые являются целевыми для конкретного издания, а также выявить их мнение касательно данного продукта, необходимо:
- организовать социологический опрос на определенное количество человек (как минимум, 100) разного пола и возраста;
- разработать анкету с определенным набором тематических вопросов;
- создать диаграмму, характеризующую процентное соотношение мужчин и женщин, подростков, лиц среднего возраста и пенсионеров, а также тех, кто читает и не читает издание;
- на базе полученных данных сделать выводы о текущей ситуации и разработать стратегию дальнейшего развития печатного СМИ.
- Наряду с этим важную роль играют такие параметры, как род деятельности читателей и их рекомендации по дальнейшему развитию печатных изданий (стоит задать отдельный вопрос в анкете).
При таком раскладе не составит труда определить степень заинтересованности конкретных лиц в печатных источниках, а также, возможно, пересмотреть представителей ЦА.
Рассматриваемый подход станет незаменимым в ситуациях, когда нужно провести анализ нескольких печатных изданий и сделать вывод о том, какое из них является наиболее предпочтительным, и почему. Для этого и задается множество вопросов, связанных с возрастом, приоритетами, ценностями, взглядами и многими другими параметрами. Также он идеально подойдет в ситуациях, когда необходимо получить более-менее объективные результаты.