Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема финансирования общественных медиа в условиях развития цифровых платформ

Определение 1

Цифровая платформа – это основной инструмент цифровой трансформации традиционных рынков и отраслей, центральное понятие глобальной цифровой повестки, которое разграничивает стратегии цифровизации и цифровой трансформации.

Функционирование современных СМИ в зависимости от модели их финансирования и организации

В современной медиаиндустрии сформировались три доминирующие модели финансирования:

  • Государственная;
  • Общественная;
  • Частная.

Каждая модель имеет свою позицию, свой взгляд на информационное пространство, на место, которое она в нем занимает и на потребителя этой информации, свои цели и задачи, реализующие их.

Замечание 1

Целью редакционной политики средств массовой информации с частной коммерческой моделью финансирования является решение важнейшей задачи – увеличение прибыли от главного источника доходов, то есть от рекламы.

Поэтому редакционная политика средств массовой информации с этой формой финансирования строится так, чтобы достичь максимального сосредоточения пассивной аудитории, являющейся потенциальным потребителем рекламы. Подобная расстановка приоритетов сказывается и на качестве контента. На первом плане в таких СМИ оказывается то, что может развлечь аудиторию, скрасить его досуг. Это в основном низкосортный развлекательный контент, основанный на примитивных потребностях аудитории, а также навязчивая реклама.

Медиакомпании с государственной моделью финансирования, которые экономически независимы от массовой аудитории, но заинтересованы в ней, главной целью ставят освещение государственной жизни, а также сопутствующих ей культурных, социальных, политических вопросов общества. В связи с этим редакционная политика государственных СМИ ориентирована на патриотическое развитие аудитории, реализацию пропагандистских целей государства и правящей политической партии. Государственные средства массовой информации являются элементом правительственной политики. Они выступают в роли инструмента реализации идеологических целей государства.

«Проблема финансирования общественных медиа в условиях развития цифровых платформ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Общественные средства массовой информации ориентированы на думающий слой населении. Они видят в своей аудитории не потенциального потребителя рекламы, а прогрессивных, образованных, мыслящих критически потребителей качественного контента. Поэтому редакционная политика выстраивается в соответствии с потребностями с аудитории.

Главным в редакционной политике общественных медиакомпаний является ориентированность на формирование гражданского общества.

Контент, предлагаемый общественными СМИ, должен соответствовать четким требованиям, таким как качественно высокий уровень информации в разных жанрах для разных слоев аудитории, реализующий общественно важные социокультурные функции и насыщающий информационное пространство набором образовательных и просветительских материалов. В идеале, контент таких СМИ исключает коммерческую рекламу. Общественные медиа существуют для общества, а не используют общество ради собственного существования на медиарынке.

Смешанная модель финансирования СМИ

На сегодняшний день медиа с «чистой» моделью финансирования достаточно редкое явление. На современном медиарынке преобладает смешанная модель. В этом случае бюджет складывается из нескольких источников доходов:

  • Государственных субсидий;
  • Частной финансовой помощи (она может быть меценатской или спонсорской поддержкой, либо быть установлена как абонентская плата аудитории);
  • Доходов от рекламы.

Соотношение разных источников доходов неравномерно и в первую очередь связано с ограниченностью выделяемых на финансирование СМИ государственных средств.

В связи с этим редакционная политика медиакомпаний с такой моделью финансирования зависит от требований учредителей и спонсоров. Конкурентная борьба за аудиторию и ее время при этом ведет к монополизации и концентрации рынка СМИ. Это обусловлено еще и желанием медиакомпаний выжить в сложных условиях стремительного развития медиарынка. Как правило, сосредоточение медиакомпаний в собственности внемедийного концерна или холдинга значительно повышает конкурентоспособность СМИ, обеспечивает стабильное функционирование. Монополист в свою очередь с помощью очередной ниши получает возможность на получение сверхприбыли.

Преобладание такого коммерческого интереса можно проследить и в том, что современное журналистское произведение как правило рассматривается как медиапродукт, то есть как определенный товар, который имеет свою стоимость. СМИ становится медиакомпанией, производящей товары и услуги. Журналист и СМИ в таких условиях рассматриваются в качестве поставщиков продукции для медиарынка. При этом в условиях медиарынка конкуренция и рост новых СМИ обратно пропорциональны росту доли качественной журналистики. Таким образом, закономерным результатом коммерциализации содержания медиа становится таблоидизация СМИ.

В таких условиях журналистика теряет свои социокультурные функции. Оставшись без нравственности, культуры, просвещения, она превращается в развлечение, стремящееся удовлетворить примитивные потребности аудитории, потакает ее низким вкусам, делая ставку на сенсации, сплетни, скандалы, шоу-бизнес, слухи, криминал, «чернуху» и т.д., одним словом, на все, что вызывает у аудитории кратковременный, но яркий всплеск эмоций.

В результате это все приводит к формализации контента, а целью журналистики становится развлечение потребителя, вследствие чего происходит деградация нравственности и эстетического вкуса зрителя и читателя, а также культуры целого поколения. В результате это может привести к серьезным последствиям для всего общества. Предназначение журналистики – посредством различных каналов выполнять важнейшие социокультурные функции. Подавление этих функций, их игнорирование в пользу коммерческих интересов не дают возможности определить направление редакционной политики на качественное и полноценное содержание журналистских произведений, удовлетворяющих интересы разных категорий аудитории. Именно поэтому очень важно, чтобы журналистика могла быть независимой, в том числе и экономически.

Дата написания статьи: 05.01.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot