Цифровая платформа – это основной инструмент цифровой трансформации традиционных рынков и отраслей, центральное понятие глобальной цифровой повестки, которое разграничивает стратегии цифровизации и цифровой трансформации.
Функционирование современных СМИ в зависимости от модели их финансирования и организации
В современной медиаиндустрии сформировались три доминирующие модели финансирования:
- Государственная;
- Общественная;
- Частная.
Каждая модель имеет свою позицию, свой взгляд на информационное пространство, на место, которое она в нем занимает и на потребителя этой информации, свои цели и задачи, реализующие их.
Целью редакционной политики средств массовой информации с частной коммерческой моделью финансирования является решение важнейшей задачи – увеличение прибыли от главного источника доходов, то есть от рекламы.
Поэтому редакционная политика средств массовой информации с этой формой финансирования строится так, чтобы достичь максимального сосредоточения пассивной аудитории, являющейся потенциальным потребителем рекламы. Подобная расстановка приоритетов сказывается и на качестве контента. На первом плане в таких СМИ оказывается то, что может развлечь аудиторию, скрасить его досуг. Это в основном низкосортный развлекательный контент, основанный на примитивных потребностях аудитории, а также навязчивая реклама.
Медиакомпании с государственной моделью финансирования, которые экономически независимы от массовой аудитории, но заинтересованы в ней, главной целью ставят освещение государственной жизни, а также сопутствующих ей культурных, социальных, политических вопросов общества. В связи с этим редакционная политика государственных СМИ ориентирована на патриотическое развитие аудитории, реализацию пропагандистских целей государства и правящей политической партии. Государственные средства массовой информации являются элементом правительственной политики. Они выступают в роли инструмента реализации идеологических целей государства.
Общественные средства массовой информации ориентированы на думающий слой населении. Они видят в своей аудитории не потенциального потребителя рекламы, а прогрессивных, образованных, мыслящих критически потребителей качественного контента. Поэтому редакционная политика выстраивается в соответствии с потребностями с аудитории.
Главным в редакционной политике общественных медиакомпаний является ориентированность на формирование гражданского общества.
Контент, предлагаемый общественными СМИ, должен соответствовать четким требованиям, таким как качественно высокий уровень информации в разных жанрах для разных слоев аудитории, реализующий общественно важные социокультурные функции и насыщающий информационное пространство набором образовательных и просветительских материалов. В идеале, контент таких СМИ исключает коммерческую рекламу. Общественные медиа существуют для общества, а не используют общество ради собственного существования на медиарынке.
Смешанная модель финансирования СМИ
На сегодняшний день медиа с «чистой» моделью финансирования достаточно редкое явление. На современном медиарынке преобладает смешанная модель. В этом случае бюджет складывается из нескольких источников доходов:
- Государственных субсидий;
- Частной финансовой помощи (она может быть меценатской или спонсорской поддержкой, либо быть установлена как абонентская плата аудитории);
- Доходов от рекламы.
Соотношение разных источников доходов неравномерно и в первую очередь связано с ограниченностью выделяемых на финансирование СМИ государственных средств.
В связи с этим редакционная политика медиакомпаний с такой моделью финансирования зависит от требований учредителей и спонсоров. Конкурентная борьба за аудиторию и ее время при этом ведет к монополизации и концентрации рынка СМИ. Это обусловлено еще и желанием медиакомпаний выжить в сложных условиях стремительного развития медиарынка. Как правило, сосредоточение медиакомпаний в собственности внемедийного концерна или холдинга значительно повышает конкурентоспособность СМИ, обеспечивает стабильное функционирование. Монополист в свою очередь с помощью очередной ниши получает возможность на получение сверхприбыли.
Преобладание такого коммерческого интереса можно проследить и в том, что современное журналистское произведение как правило рассматривается как медиапродукт, то есть как определенный товар, который имеет свою стоимость. СМИ становится медиакомпанией, производящей товары и услуги. Журналист и СМИ в таких условиях рассматриваются в качестве поставщиков продукции для медиарынка. При этом в условиях медиарынка конкуренция и рост новых СМИ обратно пропорциональны росту доли качественной журналистики. Таким образом, закономерным результатом коммерциализации содержания медиа становится таблоидизация СМИ.
В таких условиях журналистика теряет свои социокультурные функции. Оставшись без нравственности, культуры, просвещения, она превращается в развлечение, стремящееся удовлетворить примитивные потребности аудитории, потакает ее низким вкусам, делая ставку на сенсации, сплетни, скандалы, шоу-бизнес, слухи, криминал, «чернуху» и т.д., одним словом, на все, что вызывает у аудитории кратковременный, но яркий всплеск эмоций.
В результате это все приводит к формализации контента, а целью журналистики становится развлечение потребителя, вследствие чего происходит деградация нравственности и эстетического вкуса зрителя и читателя, а также культуры целого поколения. В результате это может привести к серьезным последствиям для всего общества. Предназначение журналистики – посредством различных каналов выполнять важнейшие социокультурные функции. Подавление этих функций, их игнорирование в пользу коммерческих интересов не дают возможности определить направление редакционной политики на качественное и полноценное содержание журналистских произведений, удовлетворяющих интересы разных категорий аудитории. Именно поэтому очень важно, чтобы журналистика могла быть независимой, в том числе и экономически.