Новости — это оперативная информация о политических, социальных либо культурных событиях, представляющая для аудитории интерес своей свежестью.
Информация играет важную роль в современном мире, и человек уже привык получать ее в большом количестве из тех или иных источников. Чаще всего в качестве них выступают новостные программы. Ведь любая телекомпания, которая желает получить серьезный рейтинг, уделяет им особое, если не первостепенное внимание. Новости хорошо отражают процессы и явления, протекающие в обществе, а также дают полезные знания о мире.
Особенности выпуска новостей
Программы информационного характера выступают в качестве носителей определенных сведений. Именно на их основании происходит формирование информационной политики конкретного ресурса (канала). В связи с этим выпуск новостей является ответственной работой, особенно с учетом того, что он должен осуществляться регулярно и быстро.
Для начала стоит разобраться с тем, что такое новости.
Новости - это свежая, актуальная и, самое главное интересная (сенсационная) информация.
Это то, о чем люди еще не слышали, и что может их заинтересовать. Если рассматривать динамическое развитие любой новости, данный процесс можно описать в три этапа:
- -реальное событие;
- -информация, просочившаяся в СМИ;
- -сведения, воспринятые потребителями как новинка.
Под значимой новостной базой принято понимать специально отобранный и проанализированный материал, который является максимально интересным для аудитории, характеризующий конкретный опыт индивидуума, группы, компании и социума в целом за конкретный отрезок времени.
Суть в том, что в последнее время величина этого отрезка постоянно сокращается: если в телевидении до сих пор счет ведется на сутки и часы, то в интернете он идет буквально на минуты и секунды.
В качестве объектов новостей выступают конкретные события и знания о них. В передачах такого плана имеет место быть предоставление контекстной оценки значимости событий, а также составление перспективного прогноза. Построение сюжета традиционно осуществляется по убыванию, то есть каждый последующий абзац является менее значимым, нежели предыдущий.
В чем ценность новостных программ?
Подробно этот вопрос раскрыт в пособии «Журналистика», в котором В. В. Ворошилов выделил несколько критериев, используемых для определения степени ценности:
- близость к потребителю информации, то есть что-то такое, что он знает и хочет знать;
- современность, актуальность новости;
- соответствие между стилем изложения и целевой аудиторией;
- достаточность аргументации;
- важность и степень масштабности;
- наличие/отсутствие конфликта интересов;
- непредсказуемость дальнейшего развития событий;
- акцентирование внимания на подробностях.
В связи с этим в качестве ключевого этапа создания новости является составление сценария. Это творческая работа, справиться с которой может исключительно опытный специалист.
Под сценарием, в свою очередь, принято понимать литературную запись, результат взаимодействия между всеми сторонами процесса – источниками события, сценаристом, телеведущим.
Концепции новостных программ
Они представлены несколькими стилями.
- Классика. В данном случае новостная программа предлагается в новостном формате и транслируется на каналах федерального значения. Внимание сосредоточено на событиях этого дня, ведущий повествует в строгом стиле.
- Домашний формат. Более простой вариант рассказа о новостях, примитивные темы. Ведущий имеет возможность комментирования всего, что происходит на экране. Сюжеты, как правило, являются более длинными.
- Публицистический стиль. В данном случае подача информации происходит особым образом. В качестве базы выступает один конкретный сюжет, который является достаточно острым и интересным.
К источникам информации, которая используется в процессе создания новостей, можно отнести несколько ресурсов. Это интернет, СМИ, пресс-релизы, календари, спасательные службы. А также официальные информаторы, наблюдения личного характера, организации.
Таким образом, на сегодняшний день новости представляют собой значимую часть нашей жизни.
Механизм формирования современных новостей
Любая телевизионная программа представляет собой ни что иное, как результат кропотливого труда большого количества специалистов. И новостной формат не является исключением. Передачи такого плана создаются силами следующих профессионалов:
- монтажер;
- режиссер;
- оператор;
- звукорежиссер;
- диспетчер;
- референт;
- корреспондент;
- техник;
- инженер по видео;
- визажист;
- телеведущий.
В общем, десятки и даже сотни людей работают над тем, чтобы новости регулярно и своевременно появлялись в эфире. Подготовка их осуществляется на территории редакции, куда и попадают все материалы. К ним, в свою очередь, относятся письма, пресс-релизы, телефонограммы и пр.
Что касается процесса редактирования, он традиционно начинается с составления планов и выбора авторов, т. е. тех лиц, которые будут являться исполнителями редакторского замысла. Заканчивается все это внесением в сценарий корректировок и выходом в эфир.
Что касается именно новостей, их подготавливает обычно репортер и корреспондент. Отправляясь на место событий, они предвидят экранный материал, в соответствии с этим и выстраивают его структуру. В большинстве ситуаций, по крайней мере, в российских СМИ, отправление на «объект» происходит не по одному, а в составе с группой.
Существует два способа создания новостей.
Первый формат предполагает написание текста сюжета, который и выступает в качестве руководства для формирования кадров впоследствии. Далее осуществляется монтаж, и делается это исключительно под те фразы, которые говорит журналист.
Второй способ подразумевает создание изображения, на основании которого составляется текст.
В первом случае можно работать намного быстрее, поэтому данный способ применяется чаще. Во втором случае наблюдается сходство с кинематографом, поэтому вариант используется на практике реже.