Пресса – это периодическая печать, к которой относятся журналы и газеты.
Испанская пресса в конце 19 столетия
Пресса рубежа 19-20 столетий – это явление многогранного великолепия расцвета испанской культуры. Публицистика этого периода отличалась блистательным мыслительным и литературным аспектами. Несмотря на все изменения политического характера, национальная пресса продолжала свое развитие вплоть да начала гражданской войны и установления тоталитарного режима Франко.
К концу 19 века испанская пресса достигла высокого уровня развития. Начиная с середины 19 века, благодаря инновациям в печатном деле внешний вид периодических изданий изменялся. Структура газет стала более четкой и более привлекательной для читателей. Благодаря использованию новых шрифтов появилась возможность варьирования количества столбцов на одном печатном листе. Постепенно фотографии приходили на место гравюр, улучшилось качество бумаги и краски.
Кроме внешних изменений в испанской прессе конца 19 – начала 20 веков произошел целый ряд концептуальных изменений. Теперь читателям предлагался обширный спектр изданий разнообразной тематики:
- Издания, специализирующиеся на политической жизни;
- Экономические издания;
- Издания, освещающие парламентские дебаты;
- Развлекательные издания;
- Кулинарные издания.
Большинство изданий этого периода были общественно-политическими и в основном посвящали полосы своих страниц общим актуальным темам. Например, в газете «El Impartial» накануне «катастрофы 1898 года» была опубликована хроника военных событий на Филиппинах и Кубе, национальные и международные новости, информация о религиозных мероприятиях в Мадриде, информация экономического содержания, заметки о происшествиях в столице, новости юридического характера, анонсы театральных представлений.
На страницах многочисленных печатных изданий находила отражение бурная жизнь Мадрида.
В периодической печати этого периода стали появляться материалы рекламного содержания. Также продолжали публиковаться разного рода авторские карикатуры, а сатирический жанр в испанской печатной прессе этого периода был представлен фельетонами.
Присущие профсоюзной и партийной прессе аналитические жанры журналистики в этот период постепенно утрачивают популярность, так как на рубеже 19-20 веков наиболее востребованными становятся информационные жанры – интервью, репортаж, новости. Статьи информационного и развлекательного характера в процентном отношении постепенно вытесняют публикации пропагандистского и образовательного характера.
Происходящие социальные изменения в этот период обусловили возникновение «газет промышленников», «предпринимательских газет», которые громко заявляли о своей независимой редакционной политике. Издание таких газет требовало больших финансовых вливаний. Отсюда идет коммерциализация периодических изданий, которая выливается в новую форму владения печатными СМИ – акционерные общества.
Во второй половине 19 века на рынке испанской прессы возникло несколько так называемых «газет-предприятий». Их популярность объяснялась информационной независимостью.
Среди этих изданий особенно выделялись:
- «Эль Импарсиаль»,
- «Ла Корреспонденсиа де Испанья»
- «Эральдо де Мадрид»
- «Эль Либераль».
Испанские печатные СМИ в начале 20 века
В начале 20 века возникло монархическое издание – газета «АВС». Благодаря неизменно высокому качеству статей, а также большому числу известных журналистов, которые публиковались на страницах этого издания, а также интересному графическому оформлению, «АВС» быстро завоевала популярность. Ее тираж стремительно увеличивался, и в 20-е годы 20 века эта газета стала самым крупным периодическим изданием Испании. 75% тиража газеты распространялось в провинциях. «АВС» стала новым явлением в печатных СМИ Испании начала 20 века. Ее отличительными чертами были:
- Большой объем;
- Достоверная информация;
- Бесплатные объявления;
- Графическое оформление.
Зародившаяся в конце 19 века коммерческая журналистика в начале 20 века заняла устойчивые позиции и стала активно включаться в борьбу за рекламодателей и читателей. Началась эра журналистики так называемой «фабричной системы».
Акционерное общество стало наиболее распространенной формой организации «газет-предприятий». Такие преобразования совпали с начальным этапом становления массового общества. Коммерциализация стала причиной миграции населения в города и повышения спроса на журналы и газеты.
Основными издательскими центрами Испании в этот период стали Мадрид и Барселона. Вся периодика, выпускавшаяся в этих городах, по праву может относиться к изданиям национального значения.
Современное положение и роль СМИ Испании
Конституция Испании гарантирует свободу прессы. Ведущими издательскими группами Испании являются: «Групо Ерес», «Групо Зета», «Ола» и т.д. Кроме того, отмечается присутствие и международных издательских домов («Аксель Шпрингер»).
На современном испанском рынке печатной периодики присутствует около 90 ежедневных газет.
Из них шесть изданий являются национальными, остальные – региональные. К национальным ежедневным газетам, в частности, относятся: «АВС», «Эль Мундо», «Эль Пайс», «Эль Периодико».
Испанская пресса, по оценкам разных правозащитных организаций, является довольно свободной. Исключением является освещение ряда запретных тем, основной из которых является терроризм. Например, в 2004 году шел судебный процесс над газетой «Эскалунон Эгункария», которую неоднократно обвиняли в связях с террористическими организациями и разжигании межнациональной вражды.
В 2005 году суд вынес обвинительный приговор журналисту телекомпании «Аль-Джазира» за предполагаемую связь с «Аль-Каидой».
В 2007 году законодательными органами Каталонии были приняты законы, огранивающие деятельность средств массовой информации в сфере освещения «провокационных» проблем.