Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общественное мнение и СМИ

Определение 1

Общественное мнение — это совокупное оценочное суждение, которое выражает отношение социальной общности, коллектива к различным явлениям и событиям реальной действительности, затрагивающим общие интересы.

Влияние СМИ на общественное мнение

Начиная с середины 20 века многие ученые стали заниматься изучением влияния СМИ на общественное мнение, доказав тем самым, что СМИ могут быть хорошим манипулятором. М. Маккоумз и Д. Шоу выявили взаимосвязь между темами, упоминаемыми в СМИ, и настроением общественного мнения при помощи математического корреляционного анализа социологических данных и контент-анализа телевизионных сюжетов и газетных статей. Тогда и было введено понятие повестки дня.

Определение 2

Повестка дня – это набор проблем и сюжетов, которые считаются наиболее важными на тот или иной промежуток времени.

Внедрение этого набора в сознание аудитории стало главной целью деятельности СМИ.

Общественное мнение действует во всех сферах жизни общества, однако высказывается оно не по любому поводу. Как правило, в поле зрения общественного мнения оказываются только те события, проблемы, факты, которые на данный момент времени актуальны, интересны, допускают возможность дискуссии и многозначное толкование. В конкретных ситуациях общественное мнение в разной степени адекватно жизненным реалиям и может в себе содержать как верные, так и иллюзорные, ложные представления об окружающей реальной действительности. Нередко картина, которая представляется СМИ, и реальное положение вещей оказываются противоположными. СМИ является регулятором общественного сознания и способно создать свою картину реальности.

«Общественное мнение и СМИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитость общественного мнения как института во многом зависит от следующих факторов:

  • Состояния общественного сознания;
  • Уровня развития культуры;
  • Степени усвоения обществом демократических ценностей, прав и свобод (свободы слова, митингов, собраний);
  • Гарантий действенности общественного мнения.

В процессе информационно-психологического воздействия общество становится носителем нужных взглядов, нужной идеологии, благодаря чему появляется возможность в полной мере использовать рабочую силу, средства производства, инфраструктуру в целях, преследуемых организатором воздействия. Чтобы достичь максимального эффекта в психологическом подчинении общества путем передачи информации нужно охватить как можно более широкую аудиторию. Достигается это за счет технических возможностей распространения информации, степени ее доступности.

Основным инструментом формирования общественного мнения до начала 20 века были печатные СМИ. Общественное сознание в связи с его природой трансформации поддается гораздо сложнее, чем общественное мнение. Поэтому в формировании общественного сознания главная роль принадлежала сначала книгам. Однако, чтобы получить информацию из книг или газет, необходимо уметь читать. Неграмотная аудитория не могла быть вовлечена в процесс получения информации. С появлением радио ситуация кардинально изменилась. Радио стало первым по-настоящему массовым средством информирования аудитории. Каждый человек теперь получил возможность беспрепятственно получать информацию.

Принципиально новой фазой в развитии технологий формирования общественного мнения и общественного сознания стало появление телевидения. До сих пор оно является сильнейшим средством информационно-психологического манипулирования обществом.

Объем усвоенных человеком сведений зависит от количества задействованных при получении информации органов восприятия. Успех телевидения объясняется тем, что в процессе получения информации в этом случае кроме органов слуха участвуют органы зрения. Телевидение – самое популярное средство получения информации. появление информационного общества связывают именно с возникновением телевидения.

Методы манипуляции общественным мнением

СМИ используют множество методов манипулирования общественным мнением. Одним из них является использование внушения. Данный метод предполагает, что журналисту должен убедить общество в своей компетентности, войти в доверие аудитории. Для этого необходимо ее ввести в суггестивное состояние, когда читатель, зритель, слушатель все принимает на веру, не требуя доказательств. Основная задача журналиста – добиться поведения озадаченной толпы. На такой основе построены религии: «Не нужно думать, нужно верить».

Еще один метод манипулирования общественным мнением, который активно используется СМИ – перенос частного факта в сферу общего. С этим методом связано использование домыслов, слухов, толкований в неясной социальной или политической ситуации.

Метод «нужны трупы» предполагает эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью насилия, крови, убийств и т.д. Это привлекает аудиторию.

Метод «страшилок» - еще один не менее популярный метод, используемый СМИ. В этом случае аудитория ставится перед выбором меньшего из двух зол. После живописного рассказа о страшных последствиях большего зла зло меньшее представляется практически как добро.

Замалчивание одних фактов и акцентирование внимания на других является распространенным методом манипулирования общественным мнением.

Метод фрагментации заключается в том, что информационный поток делится на не связанные друг с другом фрагменты. В результате этого аудитория не может сформировать правильную, полноценную картину мира. Потребители информации к тому же не могут сосредоточиться на одном, выделить из всего, что узнали, основную мысль.

Еще один метод манипулирования – многократные повторы, когда как можно чаще повторяется ложная информация, чтобы аудитория в нее поверила. На таком методе основана вся реклама и большая часть броских новостей бульварных СМИ.

Мистификация, создание лжесобытий также активно используется средствами массовой информации. В данном случае за факт выдается событие, которого на самом деле не было. Яркий пример использования этого метода – желтая пресса.

Средства массовой информации имеют возможность воздействовать на общество в выгодном для него направлении – адекватно интерпретировать чувства людей, создавать благоприятную атмосферу. Они могут способствовать разрешению конфликтов и противоречий. К сожалению, эта возможность не всегда реализуется СМИ.

Дата написания статьи: 02.12.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot