Стереотипы - это упорядоченные, детерминированные, схематичные картинки мира в сознании человека, которые экономят усилия при восприятии сложных объектов и защищают его позиции, права и ценности.
Формирование образа страны в британских СМИ
В течение всего 20 столетия образ России в британских средствах массовой информации был негативным, немого меняясь в положительную сторону во время объединения стран против общего врага, например, во время Первой и Второй мировой войны. Все остальное время Россия в британских СМИ воспринималась как сильный и крайне опасный соперник. Во время русско-японской войны Британия приняла сторону Японии. После образования Советского Союза нашу страну стали воспринимать как идеологического противника, а во время холодной войны негативное отношение усугубилось и длилось до 1990-х годов. Британское общество благосклонно приняло отказ России от коммунистической идеологии, но экономические проблемы, война в Чечне существенно ухудшили образ страны. К избранию В. В. Путина президентом России британская пресса отнеслась с нескрываемым недоверием.
Скандальное дела ЮКОСа, усиление вертикали власти, поимка британских шпионов, отмена выборов губернаторов, смерть А. Литвиненко, ограничение деятельности неправительственных организаций – все события освещались британскими СМИ и трактовались не в пользу России. Эти события воспринимались как сворачивание России с демократического пути развития на сторону авторитаризма, усиление имперских амбиций. Особенно сильное влияние на распространение негативного образа России оказывают российские эмигранты, живущие в Великобритании. Как правило, эмигранты стремятся получить вид на жительство в качестве политических беженцев и потому вынуждены всеми способами поддерживать представление о России как о механизме, подавляющем и преследующем инакомыслящих граждан.
Именно мнение таких людей всегда присутствует в материалах британских СМИ, посвященных внутрироссийским событиям.
Вторая группа российских граждан, проживающих в Британии – это успешные предприниматели, которые перенесли свои центральные офисы в столицу Великобритании и занимаются коммерческой деятельностью. самым ярким представителем этой группы граждан является Р. Абрамович.
Представители бизнес-элиты заслужили неприязнь британских СМИ своей любовью к роскошному образу жизни и вытеснением из традиционно британских бизнес-сфер английских коммерсантов. Как правило, информационными поводами к опубликованию развернутых материалов о России являются негативные или скандальные события.
Как правило, положительную оценку британских средств массовой информации заслуживает не государственная политика нашей страны, а спортивные, экономические, культурные достижения отдельных граждан.
Россия и русские в представлении англичан
Англичане, говоря о главных чертах русского характера, наиболее часто упоминают следующие: религиозность, гостеприимство, открытость, искренность, подозрительность, нехватка индивидуализма, лень, лживость, фатализм, безрассудство и т. д.
Отечественные исследователи отмечают, что стабильность западных стереотипов, как и способы распространения их, помогают манипулировать мнением общественности и корректировать образ нации. В свою очередь это влияет на отношения между нациями.
Британская газета «Телеграф» провела эксперимент. Журналист газеты попросил британских писателей рассказать о России, чтобы узнать, какой ее представляют люди, которые никогда там не бывали и о русских знают исключительно из произведений русских писателей. В эксперименте принимал участие известный британский писатель Оливер Баллоу, автор кгниги «Последний человек из России», наделавшей в свое времямного шума. Видение современной России О. Баллоу весьма своеобразно.
О российской железной дороге, например, он судит по книге «Москва-Петушки» В. Ерофеева. Москву писатель представляет по роману «Мастер и Маргарита».
На формирование образа страны влияют три группы факторов:
- Объективные – реальная ситуация в стране;
- Субъективные – противоречие национальных интересов государств;
- Психологические – устойчивость негативных стереотипов.
Поэтому невозможно проведение исследования образа страны без опоры на анализ входящих в его структуру иррациональных компонентов.
Стереотипы выражают привычное отношение человека к определенному явлению, которое сложилось под воздействием социальных условий, а также предшествующего опыта.
У. Липпман впервые в 1922 году использовал такой термин, как «социальный стереотип».
Характерная черта стереотипов – это неточность, а зачастую даже ложность содержания. Другими словами, стереотипы могут не иметь никакого отношения к реальной действительности. Стереотипы детерминируются культурой – тем, как конкретный народ видит окружающий мир. А различные народы смотрят на мир по-разному.
Воспроизведение стереотипов происходит механически, они одновременно являются и оценкой, и психологической установкой.
Стереотипы неизбежно присутствуют в журналистских статьях, в речах политических лидеров ввиду схематичности, устойчивости и простоты. Например, в британских СМИ 1993 года есть заявление о том, что Россия всегда была коррумпированной. Здесь же встречается и другой стереотип – о русской зиме.
Эти стереотипы крайне устойчивы. О русских варварах, которые вынуждены жить в рабских условиях в богатейшей стране, покрытой снегами, пишут многие журналисты. При описании русских в британских СМИ используются такие характеристики, как покорность властям и при этом способность к внезапному бунту. Сейчас образ непредсказуемого государства становится поводом к большим опасениям Запада.