Система ценностей – это сложившаяся у человека в иерархическом порядке совокупность представлений о значимости тех либо иных вещей и явлений.
Потребность в информации
Ценностные ориентации – это сложный социальный феномен, который характеризует содержание и направленности активности личности, является составной частью системы отношений человека, определяет общий подход человека к себе, миру, придает направление и смысл поведению, личностным позициям, поступкам.
Формирование традиционных ценностных ориентаций происходило на основе межличностных отношений людей и их контактов с окружающими на работе, в путешествиях, дома.
В современном мире для поиска и получения информации из дома выходить совсем не обязательно. Почти у каждого есть доступ к сети Интернет, где новости обновляются ежеминутно. Информацию также предоставляют телевидение, радио, печатные издания. Но вместе с этим приходится констатировать тот факт, что под влиянием средств массовой информации у молодежи происходит развитие низменных интересов, не способствующих становлению гуманистически ориентированной, социально активной, образованной личности.
Обратиться к СМИ заставляют следующие потребности:
- Потребность в связи с окружающим миром;
- Потребность в постоянном притоке информации;
- Потребность в отвлечении;
- Потребность в развлечениях.
Реализация потребности в отвлечении может осуществляться через просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, чтение печатных изданий.
Удовлетворение потребности в развлечении позволяет эмоционально разрядиться и преодолеть психоэмоциональную напряженность.
Удовлетворение потребности в постоянном притоке информации и в постоянной информационной связи человеку необходимо для реализации таких целей, как:
- Ориентировка в социальной среде и современной ситуации;
- Социализация в обществе;
- Развитие общего кругозора;
- Повышение профессионального уровня;
- Решение повседневных проблем.
Влияние СМИ на молодежь
Средства массовой информации оказывают на молодых людей огромное влияние, во многом формируют их жизненную позицию, культуру, образ жизни. Информация, которая поступает из газет и телевидения, не всегда правдива и безвредна. Через СМИ часто пропагандируется решение проблем с помощью применения грубой силы. Героями современных фильмов и передач нередко оказываются жестокие, циничные люди. В результате под воздействием некоторых передач у молодого поколения происходит формирование неправильных ценностных установок.
Примитивная и криминальная культура берет верх. В современном мире остро встал вопрос о необходимости изменения отношения к проблеме влияния средства массовой информации на молодежь со стороны государства и общества. В противном случае уже в ближайшем будущем вместо образованных граждан мы получим людей, которые пользуются примитивными стереотипами и штампами рекламных роликов, и обладают моделями поведения и ценностями, которые взяты из криминализированной культуры. Кроме того, можно прогнозировать рост числа людей с асоциальным поведением.
Одно из ведущих мест в тематике современных средств массовой информации занимает криминальная хроника, а по объему отведенного на нее эфирного времени – второе место после рекламы. В результате постоянного показа или описания ограблений, перестрелок, сцен насилия и т.д. они перестают казаться чем-то чрезвычайным и часто воспринимаются как зрелище, увлекательное чтение. Средства массовой информации формируют зрителя, слушателя, то есть потребителя. И очевидно, что язык тем лучше выполняет свои функции, чем совершеннее его реализация в СМИ. Средства массовой информации оказывают влияние на предпочтения и речевые вкусы миллионов людей. И это влияние гораздо сильнее, чем у школы, семьи, общественных институтов. Плодотворным это влияние будет только при сильной языковой политике.
Деятельность средств массовой информации влияет на жизнь общества в целом и на нравственный и социально-психологический облик каждого человека. Это обусловлено тем, что любая новая информация, которая поступает по каналам средств массовой информации, соответствующим образом стереотипизирована, несет в себе постоянно повторяемые ценностные установки и политические ориентации, закрепляющиеся в сознании людей.
Если рассматривать реализацию функций СМИ – воспитывающую, развивающую, развлекательную, то среди них преобладает последняя. Например, из всех телепередач, просмотр которых составляет около 2/3 объема досуга старшеклассников, популярностью пользуются американские боевики, латиноамериканские мыльные оперы, концерты звезд эстрады, видеоклипы рок- и поп-исполнителей.
Что касается радио, то молодые люди ограничиваются целенаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, которые звучат фоном к повседневной жизни. В таких радиопрограммах новостные выпуски перемежаются с поп-музыкой и рекламой.
Выход молодых людей в Интернет зачастую связан с посещением социальных сетей и чатов, просмотром фильмов, не всегда «приличного» содержания. Реже выход в сеть связан с поиском информации. При этом наблюдается стремительное снижение интереса к художественной литературе.
Однако нельзя говорить об исключительно негативном влиянии средств массовой информации на образ жизни молодых людей, формирование их ценностей и привычек. Такой подход был бы неправильным и однобоким. СМИ оказывают социальное, психологическое, культурное влияние на общество, формируют потребности людей. И эти потребности не всегда связаны с материальными благами. Например, это могут быть потребности, направленные на самообразование, саморазвитие человека, повышение культурного уровня, на формирование мотивации достижения целей, установок на здоровый образ жизни.