Справочник от Автор24
Найди автора для помощи в учебе
Найти автора
+2

Роль СМИ в современной культуре

Определение 1

Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений человечества.

Ценности журналистики в разные исторические периоды

Как отдельная профессия журналистка образовалась в западной культуре в 18 веке, во времена французской революции и наполеоновских войн. Это было время, когда общество постепенно выходило из границ сформировавшегося в феодальной культуре религиозного мышления. В новом мышлении преобладали такие идеи и ценности, как свобода, равенство, братство, демократия, освобождение народов. Ценность просвещения ставилась превыше всего. В 18-19 веках в культуре преобладающими были ценность знания, вера в общественный и технический прогресс. В эту эпоху доминировало научное познание и вера в человека. И только зародившаяся профессия журналиста в большой мере прониклась этим мышлением и чувством призвания распространять новые знания, новые идеи. Журналисты должны были идти в первых рядах прогресса.

В первой половине 20 века культура начала постепенно отходить от аксиологии эпохи просвещения и убежденности в ценности познания. Понятие прогресса было заменено понятиями влияния и немедленной прибыли. Свое выражение это нашло в мировых войнах, которые велись в имперских целях, во имя экономического господства над другими странами и народами. Продолжение этого способа мышления стала деятельность ради выгоды и современный неолиберализм.

В конце 19-начале 20 века этот способ мышления нашел интеллектуальную обоснованность в работах Ф. Ницше и В. Дильтея, новом мышлении М. Хайдеггера.

В. Дильтей свел культурную реальность к жизни, нашел обоснование духовных ценностей в биологической структуре бытия человека – в инстинктах, эмоциях, переживаниях, влечениях. А Ф.Ницше от категорий ценности отказывается в пользу категорий полезности. В результате таких изменений мышления в западной культуре современность нельзя назвать эпохой идей и ценностей, это эпоха потребления и прибыли ради самого потребления, сибаритства, выгоды. Это время мышления тем, что приносит жизнь. В своей основной массе современная журналистка является только лишь функцией эпохи, она является такой же, как и культура в целом. Иное отношение, если и случается, то является скорее исключением.

«Роль СМИ в современной культуре» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора
Скидки на первый заказ
Все промокоды
Собрали более 72 000 авторов учебных работ
Найти автора

Мышление отказалось от вопроса сущности. Более важными теперь стали такие вопросы:

  • Как это делается?
  • Кому это служит?
  • Как это можно использовать?

Особенно такое положение вещей оказалось выгодным для групп влияния, в частности, экономического и политического. И СМИ являются одним из важнейших инструментов реализации этих интересов, особенно в области формирования общественного мнения.

Таким образом, СМИ, основанные на мышлении согласно идеям и ценностям и призванные исполнять информационную, воспитательную, образовательную функции, оказались средством реализации экономических и политических интересов.

Замечание 1

Информация, служащая практическим целям, оценивается в первую очередь в категориях утилитарной и экономической ценности.

А интеллектуальные и познавательные цели сообщений средств массовой информации отходят на второй план. Информационная составляющая сообщения подчиняется требованиям интересов власти, что приводит к дезинформации и формированию, тем самым, «невежественного общества». Происходит это параллельно с пропагандой культурного содержания и форм, которые являются по сути банальными и прямо ссылаются на влечения и инстинкты.

Проблемы массовой культуры

Массовая культура, создаваемая и распространяемая средствами массовой информации в противовес высокой культуре, является культурой коммерции, китча, морального и экзистенционального нигилизма, культура потребления и интеллектуального вакуума. Человек в такой культуре является ценностью не потому, что он собой представляет в нравственном или интеллектуальном плане, а потом, какой он есть – как одевается, как выглядит, что есть, где, с кем и как часто проводит время и какими средствами располагает.

Современные средства массовой информации формируют общество, полностью погруженное в банальность повседневной жизни, для которого смех является единственной формой реакции на сложности и проблемы современного мира. И в таком обществе об остроте ума свидетельствуют пошлые шутки представителей современности. Для того, чтобы таким образом воспитать общество, были созданы соответствующие образцы поведения и организационные структуры:

  • Место государственных деятелей в публичной деятельности заняли политики, единственная цель которых – получение и удержание власти. Политическая деятельность в таком случае сводится к борьбе за власть;
  • Место ученых заняли эксперты и предсказатели;
  • Место философов – экзорцисты, маги;
  • Место художественных, научных, моральных авторитетов заняли знаменитости.

В рамках такой культуры поведение человека становится автоматическим, люди живут в своем мирке.

Влияние СМИ на формирование сознания молодежи

Механизм воздействия СМИ на формирование поведения и сознания молодежи является сложным феноменом, которой с одной стороны сохраняет общие закономерности влияния на психику и сознание личности, а с другой – общество не воспринимает нравственную направленность и нравственно-гуманистическую составляющую информации. Среди молодежи сохраняет актуальность такая проблема, как употребление наркотиков. В современных СМИ освещение этой проблемы приносит скорее больше вреда, чем пользы (исключение оставляют официальные государственные издания и канал). Суть профилактической деятельности СМИ состоит в том, чтобы оказывать на подростков из группы риска предупреждающее воздействие, и сделать это до того, как сработал пусковой механизм наркотизации. СМИ должны нейтрализовать факторы риска.

На сегодняшний день в отечественных СМИ наблюдается американское информационное доминирование. Основными средствами манипулирования являются создание чуждой языковой среды, навязывание западных стереотипов и стандартов мышления и жизни.

Таким образом, СМИ в культуре страны играют важнейшую роль. Они способствуют формированию ценностных ориентиров молодежи, пропагандируют стандарты поведения. Однако влияние СМИ на общество и культуру может быть не только положительным. Вестернизация СМИ, которая наблюдается в современной отечественной журналистике, оказывает негативное воздействие на подрастающее поколение.

Дата написания статьи: 06.11.2020
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию. Переходи в бота и получи скидку 500 ₽ на первый заказ.
Запустить бота
Нужна помощь с заданием?

Эксперт возьмёт заказ за 5 мин, 400 000 проверенных авторов помогут сдать работу в срок. Гарантия 20 дней, поможем начать и проконсультируем в Telegram-боте Автор24.

Перейти в Telegram Bot