Медиакоммуникация – это процесс создания и распространения информации в групповом, индивидуальном, массовом формате по различным каналам посредством различных коммуникативных средств (аудиальных, визуальных, вербальных, невербальных).
Способы дистрибуции контента в современной журналистике
Коммерческая схема распространения информации в 20 веке была достаточно простой. Газета печаталась в определенное время, затем тираж развозился по точкам продажи или доставлялся подписчикам. Теле- и радиопрограммы выходили в эфир в определенное время. В 21 веке картина стала сложнее. Сейчас каждый может стать издателем, и каждый в определенной степени журналист, и в производстве информации это становится решающим фактором. Как бы ни осуществлялся процесс производства информации (сбор информации, создание, редактирование, публикация и распространение текста), границы между его стадиями оказываются размытыми.
Журналисты в режиме онлайн могут в одиночку собирать, обрабатывать, публиковать информацию. И в связи с этим возникают две проблемы:
- Как правило, онлайновый журналист не обучен дистрибуции. Но следует понимать, что все, что делает журналист в сети, это акт дистрибуции;
- Онлайновые издания, в отличие от традиционных СМИ, не тратят значительных ресурсов на дистрибуцию. А если и тратит, то не в очевидной форме. Являясь частью производственной цепочки СМИ, дистрибуция контента отличается от акта дистрибуции, который осуществляется журналистом.
Для СМИ 21 века важно четкое определение каналов распространения контента. Необходимо проследить, какое влияние они оказывают на другие звенья цепочки – издательство и журналистику.
Обычная газета не является единственным форматом медиа, распространяемого путем прямого забора потребителем. Эквивалентом является версия этой же газеты в электронном формате PDF. Ряд изданий продвинулись еще дальше и стали делать не просто копии, а такие файлы PDF, которые при открытии подгружают обновленные данные. Другие издания стали делать тематические, специализированные выпуски и внедрять в них мультимедиа.
PDF-газета компактна, и при этом постоянно обновляет содержимое. Но данный формат в большинстве случаев не использует других преимуществ, поэтому им пользуется не так много людей.
В интернете распространяется не весь выпуск газеты, а каждая статья отдельно. Каждый линк внутри статьи на другие статьи является частью дистрибуции. Это одно из правил журналиста, работающего онлайн – давать читателю ссылки на материалы по рассматриваемой теме, как на свои, так и на чужие.
Важное значение для успеха дистрибуции имеют точки скопления целевой аудитории. Здесь полезной остается e-mail рассылка, так как электронной почтой пользуются практически все. Но важно учитывать, что чем специфичнее тема, тем лучше. Для рассылки на мобильные телефоны это требование еще жестче, в противном случае пользователи отпишутся.
Схожи с мобильными и e-mail рассылками RSS-каналы. Однако они не могут стать заменой электронной почте. RSS-каналы – это отличная технология со своими способами потребления и своими пользователями. Чем больше таких каналов предложит журналист, тем лучше. Каждая рубрика должна иметь свой канал.
Каждый современный журналист должен иметь свой канал, не говоря уже о блогах, колонках, подкастах.
Особенности современной медиакоммуникации
Медиакоммуникация – это сложное, неоднородное явление, которое характеризуется:
- Влиянием на взаимоотношения между разными группами общества, на социальную установку. Сам уровень при этом подвергается влиянию этих взаимоотношений и определяется особенностями социальной системы, в рамках которой осуществляется массовой общение.
- Передачей, сохранением, получением, актуализацией оценочной и смысловой информации, на основе которой осуществляется социальная идентификация и адаптация;
- Наличием технических средств, с помощью которых осуществляется функционирование и тиражирование массовой коммуникации: телевидение, радио, печать, Интернет.
Мировая индустрия СМИ в целом находится в ситуации кризиса корпоративной идентичности, которая в развитых странах обусловлена развитием конвергентного медиапространства.
Существенной проблемой преодоления кризиса в современной медиаиндустрии является то, что новейшие реалии медиадискурса не получили научно-теоретического обоснования. Только начинают появляться учебники по интернет-СМИ и интернет-журналистике, медиаэкономике. Но все эти работы пока носят прагматическую направленность, системное комплексное видение еще не предложено.
Для большинства современных медиакоммуникационных процессов базовой является интернет-коммуникация. Именно Интернет оказывается «точкой входа», основой коммуникационных продуктов носителей массовой информации и всех медиа:
- радио,
- телевидения,
- печатных СМИ,
- мобильной телефонии.
Это обусловливает возникновение новых параметров коммуникации, которую называют конвергентной. Кроме того, это создает предпосылки для формирования универсального подхода к профессиональной деятельности в разных сферах.
Интернет является каналом, средой и средством коммуникации, и это является его принципиальным отличием от других медиа. Его характеристики тоже можно назвать уникальными:
- Гипертекстуальность;
- Глокальность;
- Интерактивность;
- Оперативность;
- Сиблированность;
- Возможность корректировки информации онлайн;
- Высокий уровень вовлеченности;
- Прямой индивидуальный контакт;
- Значительная личная свобода.
Интернет-коммуникация масштабируема, в онлайновом режиме возможен ее взрывной рост. Особое доверие к такой коммуникации возникает за счет коммутативной открытости Сети, эффекта присутствия. А информационная и эмоциональная насыщенность обеспечивается гиперактивными возможностями и комплексной мультимедийной фиксацией сообщений.