Имидж – это искусственно созданный образ личности, который формируется в индивидуальном или общественном сознании с помощью различных средств.
Кто такие медиа-звезды?
К медиа-звездам относятся журналисты, поэты, писатели, художники, фотографы и другие люди искусства. Медиа-звезды оказывают влияние на общественное мнение.
Главным оружием медиа-звезд в борьбе за признание и популярность является их талант. Часто заработать известность им помогает общение, дружба или плодотворное сотрудничество с другими известными людьми. Например, для журналиста очень важно быть первым в своем деле – первым получить актуальный комментарий, взять интервью и известным человеком, который ранее хранил молчание. Фотографы тоже зачастую приобретают популярность благодаря работе с известными людьми, публикации их фотосессий и портретов.
Поэты, писатели и художники сегодня имеют больше возможностей оказывать влияние на настроения и вкусы публики, так как их творения можно увидеть не только на выставке или после публикации в печати, но и в интернете.
Медиа-звезды – это в первую очередь те люди, которые оказывают влияние на настроение публики, формируют у нее вкус, популяризуют свои идеи. Именно поэтов, писателей, художников, авторитетных журналистов называют совестью нации.
Образ медиа-звезды
Для любой публичной персоны чрезвычайно важен имидж.
Имидж – это ассоциативный образ, идея.
Он основывается на трех составляющих:
- Реально существующей фактуре личности (чертах лица, телосложении, физической форме и т.д.);
- Репертуаре (публикациях, творчестве);
- Целевой аудитории, социально-психологическом портрете предполагаемой аудитории медиа-звезды.
Положительный профессиональный имидж существенно облегчает выполнение работы. Особенно это касается тех видов деятельности, которые напрямую связаны с межличностной коммуникацией.
Компонентами профессионального имиджа журналиста являются:
- Профессиональные навыки и умения;
- Личностные качества;
- Этические принципы;
- Внешний имидж.
Журналистика, а особенно телевизионная, является публичной профессией. Именно по внешнему виду, поведению журналиста оценивают издание, в котором он работает и которое представляет.
Составляющими имиджа радиоведущего являются его манера речи, грамотность, голос. Однако понятие имиджа журналиста в первую очередь относится к личности телеведущего или телерепортера. Например, часто зрители воспринимают ведущего как лицо передачи. Поведение медиа-звезды, ее внешний вид являются не менее эффективным способом воздействия на аудиторию, чем ее творчество.
Имидж медиа-звезды формируется из внешнего облика и поведения. Однако не существует единственно верной, принимаемой за эталон, внешности медиа-звезды. Однако есть универсальные требования, такие как здоровый вид, пропорциональная, подтянутая фигура, гармоничные черты лица, одежда, подобранная со вкусом.
Что касается речевого портрета тележурналиста, то он состоит из такие компонентов, как отличная дикция, красивый голос, грамотная, выразительная речь. Самым важным компонентом образа, который объединяет все элементы в одно целое, является личность медиа-звезды, манера общения.
Ведущему, чтобы установить контакт с аудиторией и гостями передачи, необходимы внимание, умение вести беседу, естественность в выражении эмоций. Главными компонентами имиджа журналиста являются доброжелательность, искренность, умение общаться с людьми.
Кроме того, имидж медиа-звезды во многом определяется ее творческим амплуа, спецификой канала передачи. Например, выделяют следующие основные специализации тележурналиста:
И каждое амплуа имеет свои особенности. Ведущий программы для молодежи выглядит иначе и по-другому ведет себя, чем, например, диктор новостей или ведущий политического ток-шоу.
Также имидж медиа-звезды зависит от возраста и пола.
Шоумен и репортер ассоциируются в первую очередь с активностью и молодостью, а амплуа комментатора и обозревателя предполагает, что доверие аудитории будет отдано более взрослым ведущим.
Для женщины важна внешняя ухоженность, молодость, в то время как мужчины могут себе позволить морщины, которые аудитория воспринимает как показатель опыта.
Женщинам-ведущим приходится много времени уделять внешнему облику, одежде, макияжу, прическе, так как аудитория их внешний вид оценивает гораздо пристрастнее.
Над образом медиа-звезды работает целый ряд специалистов – стилисты, психологи, косметологи. Однако для того, чтобы добиться успеха, ему важно обладать такими личностными чертами, как коммуникабельность, харизма.
В. М. Шепелем выделяются такие технологии формирования образа медиа-звезды, как:
- Коммуникативная механика;
- Строительство внешности;
- Отработка риторических приемов;
- Флюидное излучение.
Раскрутка образа
Существует еще один вариант создания имиджа. Появился он относительно недавно, примерно в 1960 годы, и получил название раскрутки проекта. В этом случае формирование образа звезды начинается с анализа социально-психологического портрета целевой аудитории. Сначала изучается аудитория и рынок, ведется поиск области, в которой можно создать что-то новое и это новое продать. Затем начинается работа над имиджем.
Еще одним важным аспектом является момент, когда необходимо поменять имидж. И главное, вопрос, а нужно ли его менять. Решение о смене имиджа принимается в зависимости от успешности образа в конкретный момент. Если образ работать хорошо, то менять его рискованно, так как можно добиться обратного эффекта.
Идеальный имидж – это такой образ, при котором наблюдается соответствие представлений субъекта о себе самом, образа, который он бы хотел представлять и образа, реально сложившегося в обществе. Другими словами, при идеальном имидже границы идентичности совпадают с зоной ее ответственности и свободы.