Дискурс-анализ — это ряд подходов в социальных науках, цель которых заключается в критическом исследовании дискурса.
Что такое Бирмингемская школа дискурс-анализа
Бирмингемская школа дискурс-анализа появилась в 1960-е годы. Она имеет еще одно название – «Культурные исследования». Самыми известными представителями этого направления являются:
- Д. Хартли,
- С. Холл,
- А. Макробби,
- Д. Фиск и другие.
Важнейшим элементом подхода Бирмингемской школы является концентрация на насыщенности дискурсов идеологическим кодом.
В этом Бирмингемская школа схожа с КДА или теорией дискурсов Р. Барта, «генеалогического» М. Фуко.
Бирмингемскую школу можно кратко охарактеризовать как «неомарксиситы-постструктуралисты». В их теории постструктуралистским является то, что значения не бывают никогда окончательно зафиксированы, текст понимается максимально широко. Принято считать, что эта идея была взята из теории Н.Волошинова, который в своих работах не только говорит о том, что знак вне социального контекста не фиксируется, но и отмечает, что ареной классовой борьбы становится сам знак.
В основном, исследования Бирмингемской школы основываются на теории идеологической Гегемонии А.Грамши. главным принципом идеологии является не то, что против давления идеологической машины трудно сопротивляться, а в том, что идеология может сформировать здравый смысл, то есть показать определенное положение дел как понятное, очевидное. Но идеология не может существовать в монолитной форме, этой идеологией по-разному пропитываются различные сообщества. Например, интеллектуальная элита от широкой массы отличается своими теоретическими построениями. Широкая масса в основном ухватывает разрозненные элементы идеологического текста.
Средства массовой коммуникации с точки зрения современных «культурных исследований» рассматриваются в качестве источников идеологической гегемонии, растворяющих буржуазную идеологию и превращающих ее для обыденного человека в дискурсивные формы.
Кодирование и декодирование в теории С. Холла
Главной работой Бирмингемской школы является статья «Кодирование/декодирование» С. Холла. Ключевая задача дискурса – закрытие значения, сведение смыслового многообразия к определенности. Согласно теории С. Холла, это и является кодированием. Но он концентрирует внимание на идеологической составляющей, поэтому кодирование – это не только закрытие значение согласно господствующей идеологии. Этот процесс делает идеологический код очевидным, он оказывается в сфере здравого смысла. В связи с этим происходит формирование гегемонистского культурного порядка.
В теории С. Холла основное внимание уделяется декодированию. Он отмечает, что то, каким образом сообщение было закодировано, сильно отличается от того, как это сообщение декодируется.
В том случае, когда акты кодирования и декодирования друг от друга не отличаются, аудитория использует гегемонистские коды. Это означает, что она полностью пропитана буржуазной идеологией. В такой ситуации сообщение доходит до реципиента без искажений, и он может получить удовольствие от процесса узнавания, когда в навязываемом дискурсе узнает себя. Однако подобная ситуация встречается очень редко. Как правило, культурные исследователи наблюдают согласие с преобладающим гегемонистским порядком и одновременно несогласие с локальным положением дел. То есть субъекты могут быть не согласны с тем, что им предписано, но могут соглашаться с общей идеологией.
Важным актором для культурных исследователей является семантическая герилья, когда процесс декодирования осуществляется радикальным образом. Реципиент в такой ситуации занимает противоположную гегемонизирующему дискурсу позицию. Основной задачей культурных исследований является обучение аудитории проведению семантической герильи.
В культурных исследованиях есть и слабое место. Они четким образом не определяют, как конкретно идеология реализуется в дискурсе. То есть она в дискурсе предполагается.
Сторонки Бирмингемской школы дискурс-анализа в своих размышлениях заходят иногда слишком далеко, заявляя о существовании гегемонистского кода не только в дискурсах, но и в медиумах и жанрах. То, что дискурс написан в газете означает, что он уже пропитан идеологическим кодом независимо от содержания. В этом случае осмысливается роль медиума в массовых коммуникациях вообще.
Бирмингемская школа дискурс-анализа, выходя в отрицание гегемонистского порядка, отказывается от основной конструкционистской интуиции о равных дискурсах. Бирмингемская школа наделяет привилегированностью и истинностью оппозиционный дискурс. Но они это делают не после проведения исследования, а до него, чем в значительной степени обусловливают его. Бирмингемская школа в таком смысле, являясь изначально достаточно маргинальным направлением в дискурс-анализе, особо выделяется среди современных популярных теорий дискурса.
Дж. Фиск считает, что таблоидные издания оказывают на массовую аудиторию более позитивное влияние, чем качественные издания, так как сенсационные сообщения, размещаемые в таблоидах, поддаются истолкованию легче, чем объективные репортажи и аналитические статьи, публикуемые элитарными изданиями.
Это связано с тем, что сенсация всегда предполагает оппозицию нормальному порядку вещей, а значит, она подрывает официальный порядок. Такие сообщения не претендуют на абсолютную достоверность, а значит, интерпеллируют к скептическому субъекту, колеблющемуся между верой и неверием, так как он считает, что видит всех насквозь и не хочет, чтоб его обманули.
При этом претензия качественных изданий на объективность и правдивость сообщений – это политический акт, который направлен на то, чтобы дисциплинировать аудиторию, превратить их в субъектов «верующих» и заставит их тем самым занять подчиненную позицию относительно власти.
То есть, по мнению представителей Бирмингемской школы, желтая пресса намного лучше качественной, так как имеет менее жесткие критерии профессионализма.