Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конфликтогены в телеэфире

Определение 1

Конфликтоген — это любое действие или слово, которое может привести к возникновению конфликтной ситуации.

Понятие конфликтогена и его типы

Определение 2

Конфликтоген – это провокативный фактор.

В переводе слово «конфликтоген» означает «рождающий конфликты». Им может оказаться любая вещь, идея, любой предмет, взгляд, выявляющие различия, любые слова, действия или бездействие, которые могут привести к возникновению конфликтной ситуации. Слово «могут» является ключевым, так как оно раскрывает причину опасности конфликтогена. Наличие множества конфликтогенов является провоцирующим моментом.

Конфликтоген может стать основанием конфликта, а один конфликтоген может вызвать несколько оснований для развития нескольких конфликтов. Разрушительные конфликтогены субъективного типа особенно опасны тем, что они вызывают эскалацию других конфликтогенов. Другими словами, на один конфликтоген человек стремится ответить более мощным конфликтогеном, максимально сильным среди всех возможных. Поэтому следует знать коммунально-провоцирующие конфликтогены.

Большая часть конфликтогенных действий относятся к одному из следующих типов:

  • Проявление агрессивности;
  • Стремление к превосходству: снисходительный тон или отношение, категоричность, хвастовство, навязывание своего мнения, безапелляционность, перебивание собеседника, подшучивание, повышение голоса;
  • Проявление эгоизма: нарушение правил этики, дисциплины, техники безопасности, внутреннего распорядка и т.д.
  • Открытое недоверие;
  • Принижение значимости собеседника;
  • Неблагоприятное стечение обстоятельств;
  • Неискренность в суждениях;
  • Неумение выслушать точку зрения собеседника;
  • Резкое ускорение темпа беседы и т.д.
«Конфликтогены в телеэфире» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основными словами-конфликтогенами в общении являются:

  • Оскорбления;
  • Слова, выражающие недоверие («я вам не верю», «вы меня обманули», «вы не разбираетесь» и т.д.);
  • Угрозы;
  • Насмешки;
  • Сравнения;
  • Слова, выражающие негативное отношение («вы мне противны», «я не хочу с вами разговаривать» и т.д.);
  • Слова-обвинения («вы все испортили», «все из-за вас» и т.д.;
  • Слова-долженстования («ты должен», «вы обязаны» и т.д.);
  • Слова, выражающие категоричность («никогда», «всегда», «никто» и т.д.).

Конфликтогены, присутствующие в телепередачах и кинофильмах

Жизнь современного человека невозможно представить без медиа-средств. Термин «медиа-средства» употребляется в качестве аналога определения «средства массовой коммуникации». К медиа относятся фотография, печать, радио, телевидение, кинематограф, мультимедийные компьютерные системы, в том числе нтернет, видео и т. д.

Экранные медиа ввиду технических характеристик по способу воздействия являются наиболее сильными. К экранным медиа относятся телевидение, кино, компьютерные игры, видео.

В начале своего развития экранная кинореальность сравнивалась с магией и оказывала серьезное влияние на человека. Она очаровывала, поражала, абстрагировала от бытовой реальности, вселяла радость и т.д.

Современные медиа тесно переплетены с политическими, экономическими, социальными и культурными процессами, а их участники имеют собственные интересы и преследуют определенные личные выгоды.

В кинематографе выделяют определенный вид практики – «национальное кино». Национальное кино – это определенная институциональная и культурная практика в рамках государства, но при этом выходящая за пределы этого государства и функционирующая в международном формате.

Национальное кино можно рассматривать как средство сплочения народа, развития чувства национальной принадлежности, формирования национальной специфики.

В современном мире кинематограф – это один из инструментов продвижения государственной политики и ее поддержания. Правительства всех государств осознают пропагандистскую силу телевидения и кино. Вместе с этим кинематограф и телевидение выступают в качестве социокультурного инструмента моделирования картины мира.

При производстве национального кино следует обращаться к содержанию фильмов, к национальному наследию, доминирующим дискурсам, формам повествования и специфике конструирования пространства. При помощи телевидения и кино, транслирующих повседневные практики, ценности, интерьеры, быт можно изучить специфику того или иного региона или времени. Но кино и телевидение имеют и целый ряд факторов конфликтогенности.

Конфликтогенность, в отличие от конфликта, представляющего собой предельный случай обострения противоречий, это совокупность напряженностей, которые при определенных факторах и условиях способны привести к конфликту.

То есть конфликтогенность – это скорее неудовлетворенные ожидания, разногласия, напряженности, рассогласования, вызываемые действиями разных социальных общностей.

При анализе конфликтогенности и ее диагностике необходимо изучение всех ее элементов:

  • Условия;
  • Субъекты;
  • Основные признаки;
  • Уровни;
  • Факторы.

В телеэфире факторы конфликтогенности пока еще изучены недостаточно. К ним относятся многозначные слова, негативная оценочная лексика, сленгизмы и т.д. Сюда же относятся и слова, которые вызывают неэтичные и неприятные ассоциации.

Выделяются также языковые прагматичные факторы конфликтогенности в телеэфире – это несоответствие и нарушение правил речевого общения.

Телевидение включает в себя как культурную составляющую, так и составляющую экономическую. Последняя зависит от целого ряда факторов – от умения продюсеров чувствовать политические и культурные запросы рынка, от государственной политики, которая усиливает идеологическое давление на телевидение.

Социальная и политическая ситуация в стране также отражается на развитии телевидения. Но при этом телевидение в эпоху глобализации привлекает все больше внимания.

К факторам конфликтогенности в телеэфире относятся и процессы трансформации в обществе, и глобальные тенденции. Это лишь некоторые факторы, в реальности конфликтогенов гораздо больше.

Медиа – это особый культурный феномен, а нарастающие конфликты в нем могут серьезно сказаться на национальном самоопределении, единстве и сплоченности.

Дата написания статьи: 27.04.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot